Правда первого мирного дня

«Калужские губернские ведомости», г. Калуга, Калужская область

О чём рассказала главная советская газета 10 мая 1945 года

Многим известна журналистская поговорка: газета живет один день. Сказано это о новостях, которые интересны, пока свежие. Спустя некоторое время они уже не новости. И номер газеты в лучшем случае сохраняется в библиотечной подшивке, а в худшем – превращается в оберточный материал или макулатуру. Однако бывают исключения. Некоторые газетные номера сразу после выхода становятся уникальными. Их бережно хранят, передавая из поколения в поколение. А иногда спустя много лет делают репринтные издания – на память об исторических событиях, рассказ о которых навечно запечатлен на пожелтевших страницах. Одна из таких газет – «Правда» № 111 (9882), вышедшая в четверг, 10 мая 1945 года. В первый мирный день после завершения Великой Отечественной войны.

Уинстон Черчилль (из радио-послания И. Сталину):

Я шлю Вам сердечные приветствия по поводу блестящей победы, которую вы одержали, изгнав захватчиков из вашей страны и разгромив нацистскую тиранию. Я твердо верю, что от дружбы и взаимопонимания между британским и русским народами зависит будущее человечества.

«Наше дело правое. Мы победили»

Первая полоса – торжественно-монументальна: обращение к советскому народу Иосифа Сталина и его большой портрет. А также портреты лидеров стран – участниц антигитлеровской коалиции: Уинстона Черчилля, Гарри Трумэна и Франклина Рузвельта, не дожившего ровно месяц до капитуляции Германии.

В отличие от фотопортретов глав западных государств образ Сталина представлен репродукцией большого живописного полотна. В правом нижнем углу можно различить подпись автора – «В. Булгаков 45». Василий Булгаков, бывший фронтовик, молодой в ту пору художник (в 1945-м ему исполнилось 28 лет), написал парадный портрет вождя в маршальском мундире и с «Золотой Звездой» который был признан наиболее соответствующим духу Победы.

Именно таким, только в профиль, Верховный Главнокомандующий изображен на медали «За победу над Германией», учрежденной 9 мая. На второй полосе «Правды» опубликованы указ об этом и положение о новой награде и описание медали. Надпись на ее аверсе – «Наше дело правое, мы победили» – перекликается словно эхо со словами, прозвучавшими по радио в июне 41-го: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

Согласно положению медалью награждались не только воевавшие на фронтах, но и партизаны, военные медики и все, кто служил в Красной армии в 1941—1945 годах. Она выдавалась в течение многих лет и считается самой массовой наградой СССР – до конца 90-х годов медаль вручили почти 15 миллионам ветеранов.

Были среди награжденных и граждане иностранных государств. Например, 36 летчиков французского полка истребительной авиации «Нормандия — Неман», боевой путь которого начался в 1943 году на Калужской земле.

Пока ещё союзники

Однако вернемся на страницы «Правды» 10 мая 1945-го. Там среди новостей опубликованы тексты радиообращений к своим соотечественникам глав государств, бывших тогда нашими союзниками – президента США Гарри Трумэна и премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля.

Новый американский президент начал речь со слов сожаления, что его предшественник Рузвельт не дожил до этого торжественного и славного часа. И, не забыв возблагодарить провидение за «руководство и поддержку в тяжелые дни бедствий», Трумэн отметил: «Наша радость омрачается высшим сознанием той ужасной цены, которую мы заплатили, чтобы освободить мир от Гитлера и его злодейской банды. Не забудем же, мои друзья американцы, той печали и сердечной боли, которая в настоящее время царит в домах столь многих наших соседей, чьи бесценные богатства были отданы, чтобы восстановить нашу свободу».

Кого имел в виду президент США, говоря о «наших соседях», отдавших свои богатства для восстановления «свободы» Америки (которую в отличие от СССР и других стран Европы никто не оккупировал), понять довольно сложно. Впрочем, потом Трумэн расставляет акценты в речи нужным ему образом: хоть Германия разбита, радоваться рано – ведь Америке еще необходимо победить Японию! А для этого следует много работать и молиться Всевышнему.

В отличие от заокеанского коллеги лидер Великобритании Черчилль высказался более конкретно. Он объявил: «Официально военные действия прекратятся сегодня, во вторник, 8 мая. Сегодняшний день мы, вероятно, будем думать главным образом о самих себе. Завтра мы воздадим особую хвалу нашим русским товарищам, чья доблесть на поле боя явилась одним из великих вкладов в общую победу».

Слова Черчилля, звучавшие столь уважительно и торжественно, на самом деле были образцом лицемерия и цинизма. Ведь именно в эти дни британскими военными по инициативе премьер-министра разрабатывался план нападения на Советскую армию в Европе.

Англичане планировали действовать совместно с американцами, поляками и немцами. Сотни тысяч солдат и офицеров вермахта, плененных союзниками, вновь готовили для отправки на убой ради продолжения Второй мировой войны. Или для начала третьей? Британские штабисты, разрабатывая вторжение, практично использовали и захваченные у немцев карты «Плана Барбаросса», который предполагал расчленение Советского Союза и отделение от него Кавказа, Украины, Белоруссии, Прибалтики и других областей.

Документальные свидетельства об этом рассекречены только в 1998 году. Они хранятся в Национальном архиве в Ричмонде (Лондон). По плану с символичным названием «Немыслимое» (Unthinkable), операция намечалась на 1 июля 1945 года. Союзники полагали, что война с Германией затянется до июня, но стремительное взятие нашей армией Берлина спутало их планы. В последний момент поддержать англичан отказались американцы. Они посчитали более выгодным использовать военную силу СССР в совместной борьбе с Японией. Вынужденный уход Черчилля с поста премьер-министра, а также своевременное информирование нашей разведкой советского руководства о вероломных планах так называемых «союзников» помешал «Немыслимому» осуществиться.

Сражения после Победы

Снова листаем пожелтевшие страницы «Правды». Вот знакомый заголовок – «От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 9 мая». Сколько таких сводок читали и слушали советские люди в военные годы! Эта, пожалуй, одна из последних. В ней сообщается о боях в Прибалтике и Польше, где немецкие дивизии продолжали сопротивление и только к ночи 8 мая начали сдаваться в плен. Сдавались массово, десятками тысяч.

Но в Праге и окрестностях располагалась особенно крупная группировка армий «Центр» и «Австрия», части СС: около 1 млн человек, примерно тысяча самолетов и почти 2 тысячи танков. Недобитые гитлеровцы несколько дней бесчинствовали в столице Чехословакии, одновременно готовя пути отступления на запад, чтобы сдаться американцам. В Праге началось народное восстание. Чехословацкие ополченцы обратились по радио к советскому командованию с просьбой о помощи. И танковые соединения Красной армии, совершив беспрецедентный 80-километровый ночной марш, утром 9 мая выбили остатки эсэсовцев из Праги. Местные жители встречали наших танкистов букетами сирени.

Освобождение столицы Чехословакии было оплачено жизнями почти 50 тысяч солдат и офицеров. 429 советских воинов похоронены на Ольшанском кладбище в Праге. На их могильных плитах выбита дата смерти – «9 мая 1945 года».

Илья Эренбург. Статья «Утро мира»:

От смертельной опасности Красная армия спасла человечество. Я не стану омрачать этот час картинами фашистских злодеяний, да и нет в этом нужды: бывает горе, которое длиннее жизни. Мы не забудем пережитого, и в этом — порука мира. Он стоит на часах, ограждая будущее, солдат Сталинграда; он все видел, он все помнит, и он знает, что фашизму – конец.

Последние залпы войны

В честь освобождения Праги был дан один из последних салютов Великой Отечественной. Согласно приказу №368 24 артиллерийских залпа из 324 орудий прогремели в столице в 20 часов 9 мая. Об этом тоже написано в «Правде» 1945-го.

За годы войны в честь побед на фронтах над Москвой прогремели 354 салюта. Первый состоялся 5 августа 1943 года, в честь освобождения Белгорода и Орла. Было произведено 12 залпов из 124 артиллерийских стволов. Собрать такое количество пушек оказалось непросто, ведь вся артиллерия была на фронте. Стреляли холостыми зарядами, и при каждом залпе солдаты пускали в небо разноцветные сигнальные ракеты.

В последние годы войны, когда шло наше наступление, становилось все больше «информационных поводов» для победных салютов. Были установлены разные их категории в зависимости от масштаба событий. Салюты третьей степени (12 залпов из 124 орудий) давали по поводу «важных военно-оперативных достижений»: например, окружения крупных вражеских группировок. Вторая степень (20 залпов из 224 орудий) – в честь освобождения крупных городов, завершения важных операций, форсирования рек. Первая степень (24 залпа из 324 орудий) – в честь освобождения столиц советских республик или иностранных государств.

Самый масштабный салют прогремел над столицей в честь победоносного завершения Великой Отечественной в 22 часа 9 мая 1945 года. 30 залпов из 1 тысячи орудий были даны в ночное небо, озаренное разноцветными лучами 160 мощных авиационных прожекторов.

Красную площадь заполонило море ликующих людей. Все ожидали, когда из громкоговорителей прозвучит военный приказ Верховного Главнокомандующего, извещающий об окончании войны. Диктор Юрий Левитан, направлявшийся в радиостудию в здании ГУМа, чтобы прочитать этот приказ, с трудом прокладывал путь в этом человеческом море.

«Товарищи, пропустите, у меня важное дело!» – буквально умолял он.

И слышал в ответ радостное:

«Чудак человек, какие могут быть дела! Сейчас Левитан приказ о победе читать будет! Салют начнется!»

Наверное, лучше всего об этом событии расскажут очевидцы. Вот отрывки из заметки писателя и журналиста Ивана Рябова, опубликованной в «Правде» на последней полосе:

«Москва видела яркие краски и цвета победных салютов, но то, что было вчера, представляло зрелище доселе невиданное! Миллионы искр – светлых, зеленых, синих, голубых, красных! Залпы тысячи орудий! Древняя московская земля, казалось, дрогнула, когда грянул первый залп, за ним второй, третий. Когда в небе лучи прожекторов образовали гигантский световой купол над Кремлем, когда раздалось тысячеустое «ура» и пошло перекатами от Красной площади по всем площадям и улицам нашей столицы…

... В эту историческую ночь далеко видны были огни Москвы, и казалось, все страны и все народы смотрят в эту ночь на Москву, видя в ней оплот мира во всем мире».

Хорошо, что старые газеты сохранили чувства и впечатления наших дедов и прадедов, одержавших победу над врагом в войне, равной которой не было в истории. Наследникам поколений победителей передана эта память, им есть кем гордиться и с кого брать пример. Это особенно важно сейчас, когда продолжается борьба с нацизмом, ядовитые семена которого, уцелевшие в 45-м, дали всходы. И снова лучшие из наших соотечественников бьют врага на передовой и помогают фронту, работая в тылу. Вместе мы приближаем новую победу. И она обязательно придет. Ведь наше дело – правое!

Владимир Кормильцев

0 лайков