«Амурская правда», г. Благовещенск, Амурская область
«Туризм на БАМе не только возможен, но и необходим», — уверен автопутешественник Алексей Жирухин. Вместе со своим напарником Александром Еликовым он почти месяц провел в пути, проехав пять регионов по автодублеру Байкало-Амурской магистрали. Оператором большого путешествия стал Илья Тян. Опытные путешественники и блогеры признались: самое главное, что подарил этот путь, — встречи с удивительными людьми, строителями магистрали, с людьми, которых без преувеличения зовут настоящими романтиками. Участники марш-броска проверили на себе, что туризм на БАМе не только возможен, но и чрезвычайно интересен.
Идея маршрута родилась восемь лет назад
— Восемь лет назад Александр Еликов полностью проехал этот автодублер за восемь дней — у него был полностью подготовленный внедорожник. На тот момент если по Западному БАМу еще как-то ездили, то Восточный был практически недоступен — между регионами было много пробелов, — вспоминает Алексей Жирухин. — Саша услышал много интересных историй от бамовцев и понял, что сюда надо ехать основательно — не просто промчаться, а именно увидеть людей, которые всё это строили, и записать с ними интервью. Мы долго вынашивали эту идею, так как такой маршрут требует большой организационной работы. И в прошлом году появился проект «БАМ туристический», который поддержали все регионы, министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики и РЖД.
Проект «БАМ туристический» родился в прошлом году на Восточном экономическом форуме, основным инициатором выступила Амурская область. Между регионами было подписано соглашение.
Первые группы туристов-экспертов проехали БАМ на поездах. Затем экспертами стали автопутешественники — их задачей было понять, возможен ли туризм на БАМе. Главный вывод сделан: туризм здесь возможен и необходим.
История, туризм и люди
Автопробег по автодублеру Байкало-Амурской магистрали начался от нулевого километра в городе Тайшете (Иркутская область) 26 марта и закончился 19 апреля в Советской Гавани (Хабаровский край). Почти месяц команда ехала через десятки населенных пунктов, общаясь с людьми, посещая музеи и вокзалы.
— Мы с Александром проехали всю Россию, один из наших проектов «Москвич-Полярник», мы путешествуем на зеленом «Москвиче» и показываем, что на обычных автомобилях можно доехать в самые разные места. В этот раз мы взяли самый простой китайский пикап без всяких лебедок, — говорит Алексей Жирухин. — То есть первая задача — показать доступность маршрута, вторая — рассказать историю. Есть общедоступная история, а на самом деле всё намного глубже. В великой стройке до сих пор очень много неизвестного — ведь строили БАМ также политзаключенные, военнопленные и военные. В Амурской области условия были жуткие — вечная мерзлота, болота, мари. И люди работали, и об этом до сих пор очень мало информации. Мы первые люди, которые собрали истории этих уникальных людей в голове, и частично — на видео. И третий момент — сейчас строится вторая ветка БАМа, и мы вживую оценили масштабы этого строительства. Их можно сравнить с первой стройкой БАМа — и всё это мы увидели своими глазами. Начиная этот путь, мы даже не представляли объем информации, который соберем и сколько еще можно собрать. И всё это хотелось передать — и историю, и туристическую доступность, и новую стройку.
Автодублер стал магистралью
Собираясь в дорогу, путешественники ждали любых сюрпризов — до сих пор этот маршрут был «хожен» только на самых проходимых машинах.
— На сегодняшний день автодублер БАМа местами практически магистраль. Был такой момент — в западной части мы ехали-ехали через кусты, и тут выезжаем — и 100 километров в час. От Юкталей и до Ларбы раньше дублер шел вдоль железной дороги, сейчас сделали новую трассу серпантином по горам. Красота невероятная! Мы еще шли в снежную бурю, поэтому там было эпично, — восхищены участники экспедиции. — Еще про особенность дороги — на Западном БАМе (от Северобайкальска до Тынды) из-за гористой местности нет пути отходов. На Восточном БАМе есть съезды и всегда можно объехать что-то непредвиденное. Естественно, если ехать весной или осенью, то все дороги могут быть плохими, поэтому желательно планировать такой путь до начала апреля. Мы прошли весь автодублер, только на последней части от Комсомольска до Советской Гавани трасса не доходит до финала, заканчивается в районе Высокогорного. Буквально 50 километров дороги просто нет. Поэтому мы проехали немного южнее, по хорошей дороге. Но, по словам местных жителей, сейчас трасса там отсыпается, поэтому в следующем году мы хотим закончить маршрут полностью. Думаем, на следующий год это будет реально шикарная трасса.
«Всё путешествие — это кристалл с бесконечным количеством граней. И нельзя выделить что-то одно — ты берешь его в руки и любуешься сверкающими гранями», — говорят участники экспедиции.
Маршрут через весь Советский Союз
Как говорят путешественники, они проехали почти все населенные пункты, которые расположены вдоль БАМа. За время пути сделали 24 остановки с ночевкой — многие места, признались блогеры, требовали особого внимания.
— Путешествуя по БАМу, ты путешествуешь по всему СССР. Всю инфраструктуру в поселках строили республики — им отдавали их под шефство. Населенные пункты очень разные — есть особо колоритные. Ты проезжаешь: здесь Грузия, здесь Армения, здесь Азербайджан, Туркмения, Казахстан... Через сорок километров попадаешь в другой мир. Например, Икабья — поселок на Западном БАМе, его строила Грузинская ССР: стоят двухэтажные кирпичные здания, а на подъездах — деревянные панно ручной работы. Вокзал тоже в таком стиле. Многие строители оставались там жить, и мы нашли такого героя — внепланово. Причем нам показали дом, мы пошли по квартирам и нашли его. И человек не отказался с нами пообщаться. Рассказал, что женился здесь, и таких семей было очень много. Как нам сказали в одном музее — тогда, с 1974 по 1984 год, возникла новая национальность — бамовцы, — говорит Алексей Жирухин.
В среднем в день ребята проезжали 250—300 километров. И признаются — просто не успели посмотреть всё.
— С точки зрения туризма БАМ абсолютно нехоженый маршрут. Главное в туризме — это смена впечатлений и укладка мировоззрения. Конечно, здесь нет пальм, шезлонгов и пятизвездочных отелей. Такой маршрут — для осознанных туристов, для людей, которые едут не за отелями, не за морем, это те, кто хочет изучать свою страну, историю, хочет увидеть людей, — это самое ценное, — говорит Илья Тян.
5 серий документального фильма выйдет по итогам автоэкспедиции — каждая будет посвящена одному региону. Участники экспедиции поняли — сюда нужно ехать снова, узнавать и открывать еще больше, и поэтому уже в следующем году они планируют повторить маршрут на своем легендарном «Москвиче» ярко-зеленого цвета.
— Это последняя крупная дорога в России, которую я давно мечтал проехать и проехал, — признается Алексей Жирухин. — Да, иногда ты можешь ночевать в машине, но такими впечатлениями напитываешься, которые никакой пятизвездочный отель тебе не подарит. Я всегда мечтал увидеть этих людей, когда слушал их истории — мурашки бежали по коже. Это же миллион людей, которые ехали строить свою страну! В музее нам показали письмо: «Я прошу отпустить меня на стройку Байкало-Амурской магистрали. За романтикой». Ты понимаешь, люди, которые жили тогда, — это какие-то другие люди. Невероятные.
Повезло увидеть исторический пуск «Ангары»
В числе знакомств была и встреча с легендарным бамовцем Иваном Варшавским — она состоялась в день его рождения, когда ребята добрались до Тынды. Кстати, побывали путешественники и на легендарном разъезде Балбухта, где Варшавский вбивал «золотой костыль» на стыковке БАМа. По пути повезло путешественникам даже увидеть исторический пуск первой «Ангары» с космодрома Восточный — как будто специально для них дважды перенесенный старт ракеты «подождал», пока они доедут ближе. На маршруте есть крупные точки, где туризм особенно интересен, отмечают путешественники. Что касается Амурской области, то это Тында и Тындинский район: здесь и муралы, и горнолыжный курорт Усть-Корал, и эвенкийская деревня.
— Мы были в Усть-Уркиме, поучаствовали в мастер-классе по изготовлению украшений. Сейчас этнотуризм очень популярен. Можно из Тынды съехать на федеральную трассу и попасть на Соловьевский прииск, где всегда ждут туристов, затем доехать до космодрома. Можно посетить наши заповедники — то есть вариантов для путешественников много, — говорят участники экспедиции.
Они уже строят планы на следующий год — легендарный зеленый «Москвич» снова отправится по автодублеру БАМа за новыми открытиями мест и судеб.
0 лайков