С аквалангом – на поиски сокровищ

«Рязанские ведомости», г. Рязань, Рязанская область

В Музее истории молодёжного движения проходит выставка «Хождение к Белому морю», она посвящена незаурядному человеку, историку, архивисту, подводному археологу Андрею Николаевичу Мельнику.

Открытие экспозиции приурочили к 65-летию Андрея Николаевича. Он прожил, увы, недолгую жизнь, ушёл в расцвете сил в 47 лет. Я помню, каким потрясением эта скорбная весть в 2006 году была для многих рязанцев. Но на открытии экспозиции, подготовленной музеем совместно с ГАРО, не грустили, а напротив – много смеялись. Ведь таким же остроумным, готовым пошутить в любой ситуации был Андрей Мельник. Ему ничего не стоило собрать команду авантюристов (в хорошем смысле слова) и отправиться в экспедицию на Белое море. А потом вдруг ему захотелось в глубины Черного моря. Начинали манить тайны Понта Эвксинского, как называли его эллины. В 1999 году он отправился искать ушедший под воду античный храм Ахилла.

Участники тех походов помнят своего Командора. Один из них – журналист и писатель, редактор газеты «Рязанский университет» РГУ имени С.А. Есенина Михаил Жаворонков. Михаил Борисович пришел на выставку, чтобы поделиться воспоминаниями о своём участии в научно-просветительской экспедиции под руководством Андрея Мельника на Чёрное и Азовское моря «Храм Ахилла». Но много ли расскажешь за те полчаса, пока длится открытие экспозиции? Разговор с коллегой мы продолжили позже, рассматривая фотографию найденных сокровищ, – а именно так воспринимались любые артефакты, поднятые с морского дна. А теперь слово Михаилу Жаворонкову.

Примерно две с половиной тысячи лет назад греческие переселенцы начали активно проникать на земли Северного Причерноморья. Они основали свои города-государства на территории Крыма и на побережье нынешнего Краснодарского края. Сотни и сотни кораблей шли торговыми путями по Понту Эвксинскому (Чёрному морю) и Боспору Киммерийскому (Керченскому проливу). Немало их затонуло, став жертвами бурь и рифов. До сих пор лежат они на морском дне, храня древние тайны и сокровища.

В этих местах был чрезвычайно развит культ Ахилла – главного героя Троянской войны, главного героя гомеровской «Илиады». Греки воздвигали храмы в его честь, приносили дары, чтобы легче был морской путь. В конце 19 века историки, исследовавшие этот район, высказали предположение, что в Керченском проливе, на Северной косе (на Чушке), находился храм Ахилла, который ушёл под воду в результате характерного для этих мест перераспределения суши и моря. В тихую погоду под водой даже были видны мраморные колонны храма. Летом 1939 года патриарх подводной археологии профессор Рубен Абгарович Орбели провёл первые исследования места возможного нахождения храма. А в июле 1999 года по следам профессора Орбели отправилась наша экспедиция. Её организовала Рязанская группа комплексных морских исследований при Российском НИИ культурного и природного наследия Министерства культуры РФ. Группа, больше известная как команда Мельника, имела немалый опыт исследований в экстремальных условиях в акваториях разных морей, в первую очередь – на Белом море.

Наш путь лежал в сторону Керченского пролива, по обоим берегам которого жило и процветало древнее Боспорское государство, основанное греческими колонистами за несколько столетий до новой эры. Там, на морском дне, должен был находиться храм Ахилла. Перед началом экспедиции воображение рисовало, как мы опустимся с аквалангами в тёмные воды Боспора Киммерийского и коснёмся ладонями мраморных колонн…

Море – это неповторимый мир со своей жизнью, со своими законами, в котором забываешь обо всём, что осталось там, на земле. Шум побережья разом обрывается и наступает прямо-таки космическая тишина, нарушаемая только собственным ровным дыханием и уходящими вверх пузырьками. Но вот, к великому огорчению, воздух в баллонах кончается и надо идти наверх. Солнечный свет. Переходишь на трубку – и к берегу. Каждый наш выход на сушу собирал толпы любопытствующих взрослых и детей.

Был и курьёзный случай. Однажды мы не предупредили пограничников о выходе в море. И вот выныривают наши парни из воды — а там люди в камуфляже с автоматами, с собаками. Всю группу задержали и повели за несколько километров на заставу. Но привезённые Командором на заставу экспедиционные документы сняли все вопросы. Пограничники оказались отличными людьми, а благодаря их помощи мы вышли на интересные подводные объекты.

Таманский полуостров – место удивительное. Именно здесь мы обнаружили настоящее хранилище истории последних двух с половиной тысяч лет. Полуостров сокровищ. Сами того не ожидая, мы нашли практически неисследованный подводный объект – рукотворные каменные стены (километр и полтора километра длиной). Сверху – большой скифо-сарматский курган. Видимо, здесь было поселение. Подсказал «адрес» начальник маяка «Железный рог» Роман Петрович Вершков. За две с половиной тысячи лет Чёрное море поднялось на 6-8 метров. Сейчас стены (их дальние края) находятся до 4 метров под водой. То есть море само даёт датировку этого циклопического сооружения. Кроме того, здесь были обнаружены амфоры IV–III веков до н.э.

Скорее всего, это древнегреческое гидротехническое сооружение – мол. Для захода своих кораблей греки создали искусственную бухту. Примечательно, что подобные гидротехнические сооружения обнаружил профессор Орбели в Коктебеле. И через 60 лет экспедиция его имени сделала аналогичную находку.

Здесь же мы нашли остатки кораблекрушения, случившегося несколько столетий назад. И опять же в этом районе обнаружен фрагмент каменного штока (элемент якоря) предположительно IV–III веков до н.э.

Но, наверное, самая ценная находка была сделана на земле. На Тамани мы познакомились с заведующим отделом археологии Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника Александром Васильевичем Кондрашовым. Много лет он исследует археологические памятники Северного Причерноморья. Его находки потрясают воображение и свидетельствуют о бесчисленных тайнах, ждущих своих «открывателей». Кондрашов рассказал нам, что планирует начать поиски и подводные исследования храма Ахилла. Хотя, как считал учёный (этой же версии придерживался и Мельник), мы имеем дело не с храмом, а с затонувшим греческим кораблём, перевозившим мраморные колонны для сооружения храма в одном из здешних городов-колоний.

Подводная археология в России есть. И экспедиции команды Мельника это не раз подтверждали. Смерть ученого расстроила многие наши планы. Бездонный античный мир не так-то легко расстается со своими тайнами. Разгадывать их предстоит молодому поколению подводных археологов.

Димитрий Соколов

0 лайков