Кузнец из Кузнецка: Юрий Фадеев показал свои лучшие работы

«Пензенская правда», г. Пенза, Пензенская область

Наш герой – один из немногих, кто остается верен молоту и наковальне. Именно по его инициативе во втором по величине городе региона открылась настоящая кузница

Юрий Фадеев назначил нам встречу в «Кузнецком подворье», где сейчас проходит выставка его работ. Фадеев, кстати, один из тех, кто стоял у истоков создания этого необычного музея, открывшегося в 2020 году.

Экскурсия по подворью

Сегодня в старинном здании XIX века разместились три зала. Один, исторический, показывает, как развивалось кузнечное дело со времен Екатерины Великой. Во втором – собраны образчики современной художественной ковки, в третьем – изделия местных мастеров.

Пополнить коллекцию и вдохнуть в музей жизнь помогли коллеги Фадеева по горну – Константин Щипанов, Алексей Лапшин, Владимир Волошин и другие.

Особая гордость «Кузнецкого подворья» – действующая летняя кузница. Юрий Фадеев с удовольствием проводит там мастер-классы для юных горожан. Ребята приходят в восторг, когда удается выковать гвоздь, часть замка или затейливую петлю.

Ну а сам мастер удивляет сложными работами. На выставке мы полюбовались его столиком в морском стиле (с якорем вместо ножек), шахматной доской с фигурками, рыцарскими доспехами. Их, кстати, посетителям разрешается примерить.

Жаркое увлечение

Юрий Фадеев родом из села Сухановка, что неподалеку от Кузнецка.

– Я вырос в простой семье, – рассказал он. – Мое поколение знало, что такое тяжелый труд: сенокос, обработка огородов, уход за скотом. К этому я был привычен с детства. Но больше всего мне нравилось проводить время в кузнице. Уже тогда я смастерил из двух старых гармоней кузнечный мех. Односельчане надо мной подтрунивали, мол, юный Кулибин. Из подручных материалов я старался собрать что-то необычное. У меня были собственный мини-трактор и машина – внешне уродливые, но незаменимые в хозяйстве.

После окончания восьмилетки Фадеев выучился на тракториста-комбайнера. В разные годы работал в сельском хозяйстве, на стройке, водителем... Сейчас трудится слесарем в одной из строительных организаций Кузнецка.

Но все это время тяга к творчеству его не покидала. В середине 1990-х Юрий Александрович восстановил старую кузницу. И горн, много лет стоявший в ней без дела, ожил.

Фадеев использует метод горячей ковки. Таких мастеров в наше время в регионе можно по пальцам пересчитать.

– Работа в кузнице – моя отдушина. Работаю с разогретой сталью. Когда она становится податливой, я придаю ей форму, а потом довожу изделие до совершенства, – говорит Юрий Александрович.

Молот Архимеда

Про художников говорят: его манера узнаваема. В кованых творениях Фадеева тоже чувствуется почерк мастера. Кстати, и молот у него особенный. Он изготовил его по древним эскизам, принадлежавшим Архимеду (нашел их в исторической книге).

Кузнецу вообще интересны события дней минувших. К примеру, он с энтузиазмом создает копии старинного оружия, доспехи богатырей Древней Руси и рыцарей Средневековья.

А еще у него замечательное чувство юмора. Однажды его попросили сделать какой-нибудь особенный мангал – такой, чтобы все сразу ахнули. Он и выковал: в виде гроба, который держат костлявые руки… Заказчик посмеялся от души и остался доволен.

Огонек интереса

Фадеев мечтал, как передаст мастерство сыновьям. У провидения были другие планы – родилась дочка. Зато она целыми днями пропадала у отца в кузнице. И даже сама выковала сложную вещицу – муравья на листочке. Потом это изделие стало частью большого металлического дерева, которое собирали кузнецы со всей страны в Крыму.

И все же свое увлечение девушка потом оставила. Все-таки не женское это дело – у горна работать. А если надо, кузнец сам порадует и дочь, и супругу изящной металлической розой или подсвечником с завитушками.

К счастью, Юрию Александровичу есть кого посвящать в секреты мастерства. С ним сейчас работает Андрей Елизаров, сын его друга. Фадеев хвалит парня: талант!

Андрей помогает своему учителю проводить мастер-классы для детей.

– Я боялся, что интерес к кузнечному делу будет совсем утрачен, – признается опытный кузнец. – Но сейчас я вижу, как вновь загораются глаза ребят. Радуюсь от души. Наш город всегда славился кузницами. Люди не должны забывать свои корни.

ЦИФРА. До 1000—1500 градусов раскаляет металл кузнец Фадеев, прежде чем превратить его в произведение искусства.

Екатерина Рац

0 лайков