«Липецкая газета», г. Липецк, Липецкая область
В этом году 70 лет исполнилось не только со дня создания Липецкой области, но и с начала освоения целинных земель на Востоке СССР. Даже по современным меркам этот проект, участниками которого стали десятки тысяч липчан, иначе как грандиозным не назовешь.
Постановление Пленума ЦК КПСС от 2 марта 1954 года, в котором была поставлена задача освоить 13 миллионов гектаров земель на Урале, в Сибири, Казахстане, Поволжье и на Северном Кавказе, нашло горячий отклик среди молодёжи.
«Прошу направить меня»
Отборочные комиссии не успевали разбирать заявления желающих считать их «мобилизованными на битву за целинный урожай». Так, за первые несколько дней в Липецкий горком комсомола поступило сразу полторы сотни заявлений. В районные комсомольские ячейки области поток заявлений на получение комсомольских путёвок на целину был не меньшим.
Вот типичное заявление добровольца: «В Измалковский районный комитет ВЛКСМ от гражданина Малютина Валентина Петровича…
Заявление. Прошу направить меня по призыву партии и правительства на освоение целинных и залежных земель в Алтайский край. Я по специальности шофёр и желаю отдать все силы и знания в решении задач, поставленных партией и правительством в деле освоения целинных и залежных земель».
Было и множество коллективных заявлений от молодёжи разных профессий. Так, заведующий организационным отделом Грязинского РК ВЛКСМ Л. Гончаров в своём отчёте пишет: «Список молодёжи, отъезжающей на освоение целинных и залежных земель из Грязинского района, на получение комсомольских путёвок: Азарина Татьяна Петровна — штукатур 4 разряда, Овсянкина Валентина Евгеньевна — штукатур 4 разряда, Зюзин Иван Аникеевич — столяр 4 разряда».
При самоотверженном участии молодых людей было поднято 36 миллионов гектаров земель — это равно посевным площадям Англии, Франции, Западной Германии и Японии вместе взятым.
Слепой выбор
Добровольцев из нашего региона направляли в основном в Алтайский край и Кокчетавскую область Казахстана. Непривычно жёсткие морозы и жара, постоянное недоедание и недосып, отсутствие элементарных бытовых удобств — всё это делало освоение новых земель тяжким трудом, требующим огромной выдержки и силы духа.
Участница Великой Отечественной войны, первоцелинница, автор книги «Хлеб, которым делишься» Ольга Кожухова однажды сказала: «На войне хоть кто-то заботился накормить солдат, а на целине этой заботы не было». Но липчане перед трудностями не пасовали. Когда началось освоение целинных земель, дочь погибшего фронтовика, выпускница ремесленного училища, комсомольская активистка Нина Кучма не могла остаться в стороне от благородного порыва советской молодёжи. Вопрос был только в том, куда ехать: в Казахстан или на Алтай? Зайдя с подругой в райком комсомола, Нина увидела на стене географическую карту. Закрыла глаза, ткнула пальцем… в результате выбор пал на Казахстан.
В апреле 1954 года Кучма уже была на целине. Там комсомольцев встретили с духовым оркестром и торжественными речами. Всех вновь прибывших распределили по совхозам. Нину направили в Тимирязевский, где она стала радистом на радиостанции.
Трудно, но весело
Вскоре девушку избрали секретарём комсомольской организации совхоза.
«Для поездок на областные конференции, слёты, пленумы наш директор давал грузовую крытую машину и трактор. В машину стелили солому, на неё — палатку, надевали на себя тёплую одежду, сверху пальто и обязательно плащ, чтобы не продувало. Все ложились в ряд и пели песни, поочередно меняясь местами, чтобы крайние не мёрзли. Как-то директор дал нам «летучку» — машину с крытым металлическим кузовом. Это было что-то! Мороз пробирал до костей. Мы забарабанили по стенке, шофёр услышал. Чтобы спасти нас от холода, он предложил разжечь паяльную лампу и направить её пламя на металлическую стенку кузова. Мы закричали: «Ура!» Он зажёг лампу, научил одного из ребят ею пользоваться. И вот в машине стало жарко, как в натопленной хате. Когда подъехали к райкому и начали выпрыгивать из машины, хохот оглушил Марьевку. Оказывается, мы так закоптились, что были чёрные, как негры, только зубы белые сверкали. В машине-то было темно и мы друг друга не видели. Потом ещё долго хохотали, вспоминая ту поездку», — вспоминает Нина Алексеевна целинную юность.
Вклад коллективов
«Около тысячи елецких комсомольцев поселились в Алма-Атинской, Кокчетавской, Кустанайской областях и поднимали там целину, — докладывал 18 ноября 1956 года секретарь Елецкого горкома ВЛКСМ С.Г. Денисов на XIX городской комсомольской конференции. — Около 500 юношей и девушек нашего города славно потрудились нынешним летом в Кустанайской области и помогли убрать богатый урожай, среди них рабочие завода п/я 113 Юрий Шепелев и Надя Морева, студенты педагогического института Игорь Кузнецов и Галина Бородай, молодые железнодорожники Артур Целыковский, Фёдор Готовкин, Николай Неклюдов и другие. Они косили хлеба, работали на ссыпных пунктах, асфальтировали тока, работали в лабораториях и опытных станциях, а кое-кому пришлось быть и маляром, и поваром».
За активное участие в уборке урожая в Кустанайской области ЦК ВЛКСМ наградил Липецкую городскую комсомольскую организацию Почётной грамотой. 145 липчан за трудовые подвиги на целине награждены значком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель».
Не оставались в стороне от общего дела и коллективы предприятий региона. Железнодорожные цеха Липецкого тракторного и Новолипецкого металлургического заводов включились в соревнование за быстрейшее продвижение тракторов и запасных частей для целинных хозяйств. В апреле 1954 года с ЛТЗ были отправлены в Казахстан вагоны с новыми тракторами КДП-35 и КД- 35. Наши механизаторы с гордостью вывесили на них плакаты: «Липецкий тракторный завод — для освоения целинных и залежных земель Казахстана». Маршрут пролегал до узловой станции Арысь. Отсюда они были направлены в Джамбульскую, Талды-Курганскую и Алма-Атинскую области.
К маю 1954 года на целину по комсомольским путёвкам прибыло 140 тысяч, а к концу 1956 года — более 350 тысяч юношей и девушек.
О комфорте не думали
При самоотверженном участии молодых людей было поднято 36 миллионов гектаров земель — это равно посевным площадям Англии, Франции, Западной Германии и Японии вместе взятым. Масштабный проект сыграл важнейшую роль в становлении крупного зернового производства и в социально-экономическом развитии окраинных сельских территорий. Были протянуты тысячи километров линий электропередачи, проложены новые железные дороги и автомобильные магистрали, построены сотни элеваторов, заводов и фабрик.
Изучая архивные документы о подъёме целины, особенно восхищаешься решительностью и энтузиазмом тех молодых парней и девушек, которые, оставив домашний уют, устремлялись в необжитые края, где их ждали трескучие морозы и жестокие суховеи. Этот пример трудового героизма в особенности достоин уважения и памяти.
0 лайков