Семь футов под килем

«Калужские губернские ведомости», г. Калуга, Калужская область

Плох тот матрос, который не мечтает стать капитаном, уверен Андрей Федотов

Сухиничанин даже представить не мог, что свяжет свою жизнь с такой необычной для нашей местности профессией. Он не мог найти себе дело по душе, пока волей случая не получил заманчивое предложение — пойти в матросы. Молодой, холостой… Чего бы не попробовать?

В море нет выходных и праздников. Там каждый день рабочий. Моряки оторваны от дома, от родной земли. Они месяцами не видят своих близких, и если дома вдруг что-то случится, то нельзя сорваться с места, чтобы прийти на помощь.

В поиске пути

Окончив в 2007 году с серебряной медалью сухиничскую школу № 12, Андрей поступил в Калужский филиал МГТУ им. Н.Э. Баумана. Отслужил в армии. Прошел автокурсы и курсы массажиста.

Держа в руках диплом об окончании института, он понимал, что полученная профессия — это совсем не то, чем бы ему хотелось заниматься всю жизнь. Проработав год инженером в конструкторском бюро в родном городе, Андрей решил ехать в областной центр. Снял комнату в калужской коммуналке, устроился в пиццерию, где быстро обучился азам кулинарного мастерства, потом нашел подработку в областной больнице.

— Имея диплом о высшем образовании,  я работал санитаром и ни капли этого не стыдился. Конечно, я понимал, что это временно. Но куда пойти и где найти по-настоящему интересную и перспективную работу, не знал, — делится Андрей.

Судьбоносная авантюра

В 2016 году в отчий дом Андрея приехали родственники с севера — троюродная сестра и ее муж.

— Муж сестры — моряк с большим стажем. Предложили и мне попробовать себя в этой профессии. Я тогда мало представлял, что это за работа на рыболовецком судне. Проживая в регионе, далеком от морского побережья, я и не думал никогда об этом. Но долго не размышлял, ведь терять было нечего, — вспоминает теперь уже опытный матрос Федотов.

Купил он билет до Мурманска и отправился в путь. И вот она — новая жизнь. Было это 31 августа.

Через тернии — к морю

— Виды просто невероятные! Сопки, природа, теплоходы, мост, залив… Лес в шаговой доступности от дома. Как-то пошел погулять по краю леса. Не торопясь, набрал ведерко грибов. И так спокойно и приятно на душе было, — делится Андрей.

По приезде в Мурманск сухиничанин сразу взялся за дело. Прошел морскую медкомиссию, подготовку в учебном центре «Курс-Норд». На оформление необходимых документов ушло около трех месяцев, Андрей в это время зарабатывал на жизнь грузчиком. Но и когда все бумаги были готовы, работодатели не спешили брать в штат неопытного парня. А время шло...

Начиная с малого

Он уже почти отчаялся, но тут раздался звонок с предложением поработать помощником повара на камбузе.

— Конечно же, согласился не задумываясь. Так, 1 апреля 2017 года я ушел в свой первый рейс, — рассказывает моряк.

Теплоход рыболовецкого колхоза «Мурман» был длиной больше 60 метров. Экипаж — три десятка человек. Рабочий день длился 16 часов, помимо основной работы у  Андрея было еще две подвахты. Ловили путассу, обрабатывали, фасовали, замораживали, упаковывали… Заполнив трюм, моряки вернулись в порт, чтобы выгрузить рыбу. А спустя два дня отправились в новый путь.

Во вторую ходку ловили в основном скумбрию, в третью -  селедку. В общей сложности рейс длился 7 месяцев. По словам моряка, трюм теплохода вмещает примерно 500-600 тонн рыбы. Температура в трюме — минус 38 градусов — в таких условиях приходилось работать. Ходили по северным водам Атлантики возле Азорских островов. Во время второй ходки вместе с экипажем на теплоходе находился ученый, который наблюдал за пойманной рыбой, делал нужные ему измерения и записи.

В этой конторе Андрей проработал с апреля 2017 до июля 2019 года. За это время на берегу провел всего пару месяцев.

«Конторы», как между собой их называют морские работники, — это организации, занимающиеся выловом рыбы. Их в Мурманске много. Есть большие, престижные, с хорошими теплоходами. А есть мелкие, со старыми судами. Какие-то вылавливают дорогие виды рыбы, а какие-то — дешевые. Соответственно и оплата труда моряка у них разная.

Конечно, первая зарплата у Андрея была не особо высока. Но, не имея опыта, выбирать не приходится. Куда берут — туда и идешь. Со временем он наработал стаж и хорошо себя зарекомендовал. За годы плавания Андрей выходил в рейсы на теплоходах «Ома», «Войково», «Капитан Рогозин», «Капитан Долгих», «Мыс Слепиковского», «Мыс Гвоздева». Сегодня работает в крупной компании «Норебо Холдинг».

За время работы в море Андрей Федотов ловил морского окуня, пикшу, треску, зубатку, сайду, палтуса, ерша, камбалу, скумбрию, путассу, селедку. Бывало, в сети попадались удильщик, осьминог, скат, акула и даже тюлени. А еще во время захода во льды, чтобы перегрузить улов с рыболовного теплохода на транспортный, он наблюдал большого белого медведя, идущего по берегу.

И опасна, и трудна

Андрей рассказал случай, как однажды при заходе в порт у теплохода загорелся двигатель, а нередко чрезвычайные происшествия происходят и в открытом море. Бывало, что во время шторма матросов смывало волной и они оказывались за бортом, но, к счастью, их вовремя спасали товарищи.
Представления о романтике морской жизни меркнут, как только узнаешь о том, что ежегодно во всем мире среди моряков происходят десятки несчастных случаев.

— 28 декабря 2020 года в Баренцевом море затонуло рыболовецкое судно «Онега». На нем ходил мой лучший друг Юра Проняев. Мороз — 20 градусов. Шторм. Волны высотой 4  метра. Вода пошла на фабрику, а насос, который должен откачивать воду, был неисправен. Из-за мороза вода быстро замерзала и образовывались глыбы льда. Судно потеряло остойчивость и пошло ко дну. На его борту находилось 19 человек. Только двое из них чудом спаслись. Остальных так и не нашли, в том числе и Юру, — с горечью вспоминает о товарище Андрей.

Не предел

Большую поддержку Андрей получает от любящей и любимой жены Лены.

— Мы поженились в ноябре 2020 года. А знакомы еще со школьной скамьи. Я знала, что выхожу замуж за моряка, поэтому понимала, что придется подолгу жить одной, ожидая его из очередного рейса. После свадьбы он уехал на полгода. Первый месяц мне было очень трудно. Потом стала привыкать, — делится Елена.

Сейчас она вместе с их маленьким сыном Егором опять ждет мужа дома, в родных Сухиничах, ведь недавно он отправился в новый рейс.

Несмотря на все тяготы, что приходится преодолевать, матрос Андрей Федотов ни капли не жалеет о том, что связал свою жизнь с морем, и не собирается останавливаться на достигнутом.

— Поставил перед собой цель — стать капитаном. Поступил учиться на штурмана в морской рыбопромышленный колледж имени И.И. Месяцева на заочное отделение. В этом году получу диплом и буду стараться подняться по карьерной лестнице, — делится планами моряк.

Возможно, через несколько лет мы вновь встретимся с ним, но уже как с капитаном морского судна.

Екатерина Табашникова

0 лайков