«Здравствуйте, нефтеюганцы!», г. Нефтеюганск, Ханты-Мансийский автономный округ
На протяжении полугода благодаря нашему проекту «Сказочный Нефтеюганск» мы знакомили юных жителей города с увлекательными и разнообразными национальными сказками. Сегодня представляем завершающую нашу рубрику армянскую сказку «Золотое яблоко».
Своим сверстникам сказку прочитал школьник Сергей Овсепян. Его семья приехала в Нефтеюганск в 2005 году, а сам Серёжа и его брат Владимир родились уже в нашем городе. Дома они разговаривают на армянском языке, но в совершенстве знают и родной, и русский.
Сергей поведал ребятам о традициях своего народа. В его семье есть чудесный новогодний обычай — печь в преддверии праздника небольшие пирожные без начинки, а в одно из них класть монетку. Кому она во время еды попадётся, для того грядущий год обещает быть удачным.
А ещё Серёжа принёс национальный инструмент — дудук. Армянский дудук считается одним из древнейших музыкальных инструментов на планете. Это духовой язычковый инструмент, сделанный из абрикосового дерева. Имеет ровно десять отверстий, восемь сверху и два снизу: первое — для большого пальца левой руки, второе — для аккорда. Дудук славится своим низким и протяжным звуком.
Мальчик рассказал, что сам он этим инструментом не владеет, но его отец, когда в гостях собираются родственники, играет для них национальные мелодии.
Продемонстрировал Сергей Овсепян и тараз, традиционный армянский костюм. Основу мужского костюма составляют сшитая из хлопка или шёлка цветная рубашка с низким воротом и широкие шаровары (шальвары) из тёмной шерсти или хлопка, с опояской на талии, которая называется «хонджан». Это тканая узорчатая тесьма с кистями на концах, застегивавшаяся спереди.
Поверх нательной рубашки восточные армяне надевали хлопчатобумажный или шёлковый архалук, кафтан длиной до колен и с низким стоячим воротником. Армяне западных областей вместо архалука носили особый жилет — елак.
Традиционная женская одежда восточных и западных армян состояла из длинной рубахи, халав, с косыми клиньями по бокам, под которую надевали длинные шаровары — похан. Поверх восточные армянки носили длинный архалук, сшитый из ситца, сатина или шёлка. По торжественным случаям поверх архалука армянки надевали платье — минтану. На талии завязывали длинный шёлковый или шерстяной шарф, сложенный в несколько слоёв.
Западные армянки поверх нательной одежды носили антари, зпун — сшитое из шёлка или хлопка платье с боковыми разрезами ниже бёдер. По торжественным случаям, а также в холодное время года поверх него надевали другое платье, но уже без боковых разрезов. Эта верхняя одежда западных армянок имела несколько названий: джуппа, хрха, хатифа, путали. Все эти разновидности почти не отличались по крою, но шились из разных тканей.
Непременной частью костюма западных армянок был расшитый плетёной тесьмой передник, гогноц, с узким вязаным или тканым пояском. Особенно красивы были передники, входившие в свадебный наряд невесты. Их шили из хлопчатобумажных тканей или из дорогого бархата, сукна, расшитого золотыми нитками или сотканного тонкой ковровой техникой.
Армянский народ за свою многовековую историю создал множество сказок. Конечно, собираться и записываться они стали не сразу. Но уже в глубокой древности из уст в уста передавали сказания о храбрых простых людях, умеющих противостоять своим врагам, будь то грозные силы природы или злые богачи, угнетающие народ.
Сюжеты сказок во многом перекликаются с произведениями, созданными другими народами. Есть среди армянских и волшебные сказки, и бытовые. Но манера повествования, красочность языка, имена и характеристика героев составляют их особую национальную привлекательность. Отличием сказок народов Армении являются также сатирический подход к повествованию и юмор, который герои не теряют в любой ситуации.
Насколько бы многообразны ни были армянские народные сказки, все они поучительные. Учат слушателя или читателя добру и справедливости. Это неудивительно, ведь каждый народ вкладывает в свой фольклор мудрость, накопленную веками. «Золотое яблоко» — одна из таких сказок. Она учит не смеяться над людьми, не считать себя умнее других, а также способности находить неожиданные решения и держать слово.
Золотое яблоко
Жил-был царь. Царствовал он год, царствовал два года, царствовал три года. Все его боялись, все ему угождали. И стало царю скучно-скучно.
Сидит он на троне и скучает. Приказал он созвать во дворец музыкантов со всей страны. Играли ему музыканты и на свирели, и на цитре, и на бубне, и на барабане. И надоели царю до смерти.
Приказал он позвать плясунов. Уж плясали плясуны, плясали, и так, и этак коленца выкидывали, едва ноги себе не отбили. А царь и смотреть на них не хочет.
Скучно царю.
Приказал царь созвать самых искусных наездников. Скакали они перед царём и сидя в седле, и стоя на коне, и по ровному месту, и по горным склонам. А царь смотрит и зевает, зевает и не смотрит.
Скучно царю.
Приказал царь созвать самых сильных силачей. Стали они бороться, свою силу-ловкость показывать. И только ещё больше скуку на царя нагнали.
Сидит царь и думает: как развеселиться? И придумал. Послал он гонцов во все стороны и приказал объявить на всех площадях царский указ:
«Наш милостивый царь, пребывая в великой печали, объявляет: кто придумает небылицу, такую хитрую, что самого царя обманет, тот получит в награду золотое яблоко».
Много на свете людей, которые соврут и дорого не возьмут, а тут им золотое яблоко обещают. И не хочешь, а соврёшь.
Повалил к царю всякий народ: и вельможи, и торговцы, и судьи, и менялы. Врут, завираются, невесть что плетут. А царь только рукой машет:
— Ступайте, слушать вас скучно! Даже соврать толком не умеете!
И вот пришёл во дворец бедняк. Низко поклонился царю и поставил перед ним кувшин.
— Чего тебе надо? — удивился царь.
А бедняк отвечает:
— Я пришёл получить свои деньги, ты забыл, милостивый царь, что должен мне кувшин золота?
Царь так и подскочил:
— Да ты что, в своём ли уме? Когда я у тебя золото брал? Вот уж врун так врун!
— Ну, если я такой хороший врун, — говорит бедняк, — тогда давай золотое яблоко. Для бедного человека и этого немало!
Видит царь, что попался, как мышь в мышеловку.
— Да какой ты врун! — говорит. — Разве же это враньё?
— А если это не враньё, — говорит бедняк, — тогда сыпь сюда золото, — и постучал пальцем по кувшину.
Не знает царь, что делать. Отдать золотое яблоко жалко, а кувшин золотых монет — ещё того больше. Думал он, думал — ничего не придумал. Пришлось ему отдать золотое яблоко.
Бедняк рад. А царь с тех пор и скучать перестал.
Елена Масалова
0 лайков