Как регент Коровьев сочинял гимн СССР

«Наше время», г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

В ночь на 1 января 1944 года в нашей стране впервые прозвучал «Союз нерушимый республик свободных».

Фото: www.nvgazeta.ru

Турникет ищете, гражданин?

Да, 80 лет назад появился тот самый гимн, который до сих пор является одним из символов Российской державы. Ну, не то чтобы совсем тот самый: за прошедшие десятилетия текст его несколько раз менялся. А вот музыка осталась неизменной, автор её – Александр Васильевич Александров, один из создателей (в 1928 году), художественный руководитель и главный дирижёр Ансамбля красноармейской песни Центрального дома Красной Армии имени М. Фрунзе (ныне Ансамбль песни и пляски Российской армии). Но при каких же тут делах нелепый персонаж романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — подручный Воланда «регент-втируша» Коровьев? Тот самый, который послал председателя литературной ассоциации МАССОЛИТ Михаила Берлиоза прямиком под колёса трамвая «аннушка»? Помните:

«– Турникет ищете, гражданин? – треснувшим тенором осведомился клетчатый тип, – сюда пожалуйте!.. С вас бы за указание на четверть литра... поправиться... бывшему регенту!».

Согласитесь, прилепить такого типа к созданию советско-российского гимна – это звучит как-то издевательски. А вот не будем торопиться и заглянем в прошлое – авось кое-что и проясним.

Коровьев в романе не просто аттестует себя как регента (дирижёра церковного хора). Позже он демонстрирует свой профессионализм в Городском зрелищном филиале, сотрудники которого по злой воле приспешника дьявола тянут хором «Славное море, священный Байкал» и не могут остановиться.

Писатель высмеивает поветрие первых десятилетий Советской власти – появление и развитие самодеятельных кружков. Но среди разных «кружковых» направлений Булгаков выбрал именно хоровое пение, а Коровьев назвался регентом. До сих пор никто из булгаковедов не обращал особого внимания на эту самоаттестацию. Мол, просто такая «шутка юмора». Смешно же: нечистая сила с церковным прошлым!

Но всё сложнее. Советская власть со времени своего возникновения активно занималась богоборчеством. И не просто боролась с «религиозными предрассудками», а пыталась перекроить старые песни на свой лад. Так появляется «красная Пасха», «комсомольские крестины» и другие переиначенные церковные обряды. Баптисты создают «христомол», а Христос оказывается «первым борцом за дело коммунизма». Звеном в этой цепи становится и церковное хоровое пение. Старая традиция должна была уступить место новым, революционным формам.

Парадоксальным образом борьба против церковного песнопения привела к расцвету советской хоровой культуры. Музыковед В. Максимков пишет: «После революции хоровая культура получила огромные возможности для своего развития... Хоровые коллективы предприятий, учреждений, колхозов, учебных заведений участвуют в олимпиадах, смотрах, охватывающих массы любителей хорового пения». Всё это активно поддерживалось государством.

А продвижением хорового пения в народ как раз и занимались в значительной мере... бывшие церковные регенты! Например, Александр Архангельский, чей хор при Певческой капелле гремел на всю дореволюционную Россию. После революции хор Архангельского был переименован в Первый Государственный хоровой коллектив. Или Павел Чесноков – церковный дирижёр, который преподавал хоровое пение в гимназиях и руководил хорами воспитанниц женских пансионов. После революции в 1920 году он был приглашён профессором в Московскую государственную консерваторию, где работал до конца своих дней. Благодаря бывшим церковным регентам советская хоровая культура вызывала восхищение крупнейших музыкантов в СССР и за рубежом.

А вот теперь перейдём к гимну нашего Отечества.

«Весь мир насилья не разрушим»…

Гимн-то какое отношение имеет к церковному хоровому пению? К нему-то музыку написал руководитель ансамбля Рабоче-Крестьянской Красной Армии!

А если копнуть чуть глубже? Вот слова петербургского музыковеда Александра Белоненко: «Мало кто знает, что Александр Васильевич Александров был последним регентом храма Христа Спасителя. Он из Петербурга, пел в хоре Фатеева в Казанском соборе, учился в капелле. Сталин, прошедший школу семинарии, любил хор, хоровое пение и ансамбль РККА на развалинах церкви, церковного культуропения… Эта культура перешла вот в этот знаменитый хор. Там был феноменальный хор поначалу, двести мужских голосов отборнейших. В мире такого не было. Это был в своём роде уникальнейший ансамбль».

Да, Александров в 1900 году окончил регентские классы Придворной певческой капеллы, служил дирижёром церковного хора в Бологом, Твери, окончил Московскую консерваторию, был режиссёром, дирижёром, хормейстером, даже певцом. Регентом храма Христа Спасителя Александр Васильевич стал уже при Советах (1918—1922). Новой властью композитор был обласкан, одновременно преподавал в различных музыкальных училищах, капеллах, театрах, входил в их руководство… Его по праву можно назвать «главным регентом Страны Советов».

Теперь о гимне. С 1918 по 1943 годы гимном РСФСР был французский «Интернационал», созданный во время восстания Парижской коммуны (1888) – музыка Пьера Дегейтера, слова Эжена Потье. В 1902 году текст перевёл Аркадий Коц. Ну, вы в курсе: «Вставай, проклятьем заклеймённый»…

«Интернационал» считался международным пролетарским гимном. Однако в 1938 году Александров и поэт Василий Лебедев-Кумач написали неофициальный «Гимн партии большевиков», который страшно нравился Иосифу Сталину и потому постоянно исполнялся на партийных съездах.

Но к началу Великой Отечественной войны СССР стал «поправлять» свою идеологию от интернационализма (надежды на скорое свершение мировой революции) к национализму, который нацеливал на строительство отдельной мощной социалистической державы. Это коснулось и православной церкви: закрываются богоборческие журналы, восстанавливается патриаршество. Появляются ордена Суворова, Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского, Нахимова, Ушакова… Возвращаются погоны, вводится звание маршала СССР. Ради улучшения отношений с союзниками перед Тегеранской конференцией 1943 года распущен Коминтерн, а вместо «Интернационала» («Весь мир насилья мы разрушим до основанья») решено создать гимн патриотический.

С этим предложением на Политбюро вышел сам Сталин. Была создана комиссия и объявлен конкурс с премией 100 тысяч рублей.

Новый текст Государственного гимна СССР написали Сергей Михалков и Габриэль Эль-Регистан (Уреклян). Что касается музыки, комиссия предпочла вариант Александрова – ту самую, на которую уже был положен «Гимн партии большевиков». Хотя в конкурсе участвовали также Дмитрий Шостакович и Арам Хачатурян. Выступая 14 декабря 1944 года в Большом театре, Сталин пояснил, обращаясь к Шостаковичу: «Ваша музыка звучит очень мелодично, но что поделать, гимн Александрова более подходит по своему торжественному звучанию. Это — гимн могучей страны, в нём отражена мощь государства и вера в нашу победу». Именно в этом виде гимн был исполнен в новогоднюю ночь.

Нас вырастил Сталин?

Ну, с музыкой всё ясно. А вот по стихам Виссарионыч прошёлся железной рукой. Сергей Михалков вспоминал:

«На первом варианте первой строки «Свободных народов союз благородный» Сталин делает пометку: «Ваше благородие?» В конце третьей строки «…созданный волей народной» красный карандаш Сталина вновь вопрошает к соавторам: «Народная воля?» Ворошилов поясняет незадачливым поэтам: — Была такая организация в царское время. В гимне всё должно быть предельно ясно… — и продолжает. — Товарищ Сталин считает, что называть его в гимне «избранником народа» не следует…».

Но Сталин в тексте всё же остался:

Нас вырастил Сталин — на верность народу,

На труд и на подвиги нас вдохновил.

Вдохновение, однако, посетило не всех. Писатель Михаил Пришвин отозвался так: «Гимн, сочинённый С. В. Михалковым и Эль-Регистаном, произвёл тяжёлое впечатление: столь великие дела на фронте нашли столь жалкое выражение в поэзии».

Впрочем, с 1955 по 1977 годы гимн исполнялся вообще без слов – дабы не упоминать Сталина.

В период хрущёвской «оттепели» руководство страны дважды пыталось текст изменить. 7 декабря 1955 года ЦК КПСС принял постановление об организации соответствующего конкурса. После «отсева» были выбраны стихи Сергея Михалкова, Максима Рыльского и Михаила Исаковского. Но затем инициативу свернули: возможно, из-за расхождения во мнениях внутри Президиума ЦК.

Новая попытка была предпринята в 1959 году. К созданию текста привлекли Александра Твардовского, Михаила Исаковского, Алексея Суркова, Константина Симонова, Николая Грибачёва и других. Пять лет толкли воду в ступе, текстовикам даже предлагали работать совместно и брать друг у друга наиболее удачные строки и строфы. Возмущённый Твардовский определил этот процесс как «гимнические усилия». Но в октябре 1964 года Хрущёва отправили в отставку, и кампания по гимносочинительству угасла.

А в 1977 году при генсеке Леониде Брежневе в СССР приняли новую Конституцию. Поскольку текст гимна является её неотъемлемой частью, опять-таки Сергею Михалкову было доверено создание второй стихотворной редакции. Новый гимн был утверждён 27 мая 1977 года. Из него автор убрал упоминания о Сталине, армии, знамени, зато добавил компартию и коммунизм.

Последнее явление гимна народу состоялось в 2000 году. До этого в 1990-м как гимн РСФСР была принята мелодия Михаила Глинки под условным названием «Патриотическая песня» (1883). После распада СССР в 1991 году она стала гимном Российской Федерации. Но ненадолго. «Патриотическая песня» исполнялась без слов, на что новому президенту Путину посетовали российские спортсмены в октябре 2000 года: мол, невозможно петь гимн во время церемоний награждения. И уже 30 декабря того же года президент Российской Федерации утверждает закон № 2110 «О государственном гимне Российской Федерации». Автором третьего варианта текста вновь оказался Сергей Михалков. Коней на переправе не меняют…

Тут же последовала череда скандалов, поскольку музыка и часть слов перекочевали в новый гимн из «тоталитарной сталинской государственной песни». Против выступили Борис Немцов, Григорий Явлинский, Александр Солженицын, Борис Стругацкий, Майя Плисецкая, Юрий Шевчук, Олег Басилашвили, Валентин Гафт и другие общественные и политические деятели России. Правозащитница Людмила Алексеева заявила, что во время исполнения гимна она вставать не будет. О, ужас…

Между тем в поддержку гимна выступили Александр Калягин, Игорь Моисеев, Георгий Жжёнов, Юрий Соломин, Вячеслав Тихонов и многие другие известные актёры, писатели, режиссёры, политики. В том числе патриарх Алексий II, который заявил, что музыка Александрова «помогала объединять нашу страну в трудные годы, восстанавливать её из разрухи».

А в августе 2009 года в ходе реставрации станции метро «Курская-Кольцевая» реставраторы восстановили строку из «сталинского» варианта гимна СССР: «Нас вырастил Сталин на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». По словам представителей Московского метрополитена, это «восстановление исторической справедливости» и стремление к полному воссозданию первоначального облика станции.

Александр Сидоров

0 лайков