«Челнинские известия», г. Набережные Челны, Республика Татарстан
Жительница Ижевска Надежда Харисова занимается составлением родословной известного купеческого семейства из Набережных Челнов – купцов Муллиных. Фактами из истории этой семьи она поделилась с нашим изданием
– Надежда Германовна, когда вы начали интересоваться историей семьи своего мужа, что послужило толчком?
– В Ижевске по праздникам мы собираемся обычно вместе с родными за одним столом, и каждый раз разговоры заходят о челнинском роде Муллиных, перипетиях судьбы того или иного родственника. Мне захотелось собрать все сведения в единое целое, так я стала заниматься родословной своего мужа, Хайрнаса Хусаиновича Харисова, – правнука Загидуллы Муллина. Почерпнула для себя много интересного.
– Фамилия Муллин нередко встречается у татар. Вам удалось выяснить ее происхождение?
– Фамилия Муллин образована от арабского слова mella, то есть мулла. Как правило, такой духовный сан носил образованный человек, учитель, наставник, проповедник. Таким был Даут бабай – отец Загидуллы.
А вот семья самого Загидуллы проживала в Набережных Челнах на улице Дворянская (ныне улица Центральная), в доме № 86. Это был типичный купеческий дом. На первом, каменном, этаже находилась торговая лавка, на втором, бревенчатом, размещалась семья. У Загидуллы было три сына: Харис, Габдрахман и Абдулла. Два сына помладше помогали родителям в лавках – торговали продуктами (чаем, сахаром, мукой), что приносило хороший доход.
А их отец в это время ездил за товаром, чаще – в Нижний Новгород. Будучи уже в летах, Загидулла брал в поездки внука. Тот потом вспоминал, что дед оставлял его на причале под присмотром других купцов, а сам отправлялся по делам. Уходя, он говорил: «Все, что попросит этот мальчик, давайте. Потом рассчитаемся». Баловал любимого внука без меры, хотя, по воспоминаниям других членов семьи, был очень строгим и не терпел возражений. По этой причине он расстался с первой женой и женился повторно. Дело в том, что Загидулла неоднократно ходил в хадж. В одну из поездок по священным местам супруга отказалась его сопровождать, так как после смерти старшего сына хотела помочь овдовевшей невестке с детьми. Загидулла не принял отказ. Ушел от жены, взял в супруги другую. Известно, что Загидулла не вернулся в Набережные Челны из последнего хаджа, куда он ехал через Душанбе. В этом городе он и умер.
– Каким был старший сын Загидуллы?
– О старшем сыне Загидуллы, Харисе, известно, что был умным, добрым, привлекательным, несмотря на врожденную хромоту (к сожалению, его фотографии нет). Харис держал лавку в деревне Старое Дрюшево Сармановского района, женился на дочери купца из Кузембетьево Мензелинского района по имени Нуриасма. У пары родилось шестеро детей, но выжили только трое: Хусаин, Гайнинур и Махмуд. Семья жила в гармонии и полном достатке. Кроме торговли, Харис занимался заготовкой древесины, которую отправлял на ижевский оружейный завод. Однажды при погрузке леса, поднимая бревно, он надорвался, слег и через две недели умер.
Рано овдовевшая Нуриасма больше не вышла замуж. Неизвестно, как сложилась бы ее судьба без помощи свекрови. Она, Шамсыкамал, переехала в дом Хариса. И долгие годы две хрупкие женщины жили вместе, воспитывали детей, внуков, правнуков. Похоронили их рядом на Александровском кладбище в Ижевске.
– О среднем сыне, Габдрахмане Муллине, до сих пор ходят легенды. Его называют «челнинский Ромео», который, несмотря на все препятствия, смог воссоединиться со своей возлюбленной…
– Средний сын купца, Габдрахман Муллин, проживал с родителями в Набережных Челнах. Был своенравным, целеустремленным и дерзким. Всегда поступал так, как считал нужным. Например, будучи обладателем мотоциклета фирмы «Гоган Пушъ», сдал его на нужды армии, когда началась Первая мировая война.
Широкую огласку получила и любовная история Габдрахмана.
То ли в Елабуге, то ли в Кузембетьево, куда съезжались торговцы на ярмарку, молодой Габдрахман увидел дочь православного священника Лидию. Вспыхнули чувства, они были взаимными, но преградой стало вероисповедание. Лидия Зубарева, невеста Габдрахмана, оказалась не из робкого десятка. Она, вопреки воле отца-архиерея, сбежала из дома, приняла ислам и взяла татарское имя Сабира. Поступок молодых окружающие восприняли неодобрительно. Более того, известно, что дом Муллиных подвергался нападениям. Недоброжелатели били окна, кидали горящие головешки внутрь. Когда вся эта история закрутилась, Загидулла Муллин находился в Мекке. Когда он вернулся из хаджа, ему сообщили о намерении сына жениться на русской девушке. На что Загидулла, нисколько не смутившись, сказал: «Ну, что же, еще на одного человека станет больше в нашей вере».
После революции, когда над семьей Габдрахмана начали сгущаться тучи, он бросил все нажитое и увел семью в Сибирь, оттуда намеревался эмигрировать за рубеж. Как они добирались до границы – это целая горькая эпопея: где-то наталкивались на колчаковцев, где-то на красных, где-то откупались, где-то прятались. Оказались в Корее, прожили там год, перебрались в Японию, оттуда поехали в Турцию, далее в Америку. Эта ветвь сохранила фамилию Муллиных.
– Что известно о младшем из сыновей Загидуллы – Абдулле?
– Его семья жила в Набережных Челнах, через дорогу от отцовского дома, там же держал лавку. У Абдуллы было много детей, часть умерла. После революции все имущество отобрали, а семью отправили в Челябинскую область. Прожив какое-то время там, Абдулла сумел сменить фамилию и перебраться в Ижевск. Когда его спрашивали о челябинском периоде, Абдулла абый предпочитал отмалчиваться...
Вообще, все сыновья и внуки Загидуллы Муллина прожили долгую жизнь. Одна из его внучек, Гайнура Харисова, дожила до 105 лет – работала медсестрой, фотографом и кондитером, а в 95 лет еще копалась в саду. Другой внук, Хусаин Харисов, – тот, которого Загидулла брал с собой в Нижний Новгород, – прожил сто лет. Габдрахман с Людмилой тоже дожили до глубокой старости...
Мы поддерживаем связь со всеми ветвями рода Муллиных в Турции, США. Мы приезжали в 2021 году в Набережные Челны, побывали в доме купца Муллина. От былой обстановки, конечно, ничего не осталось. Там сейчас кафе. Но все равно было приятно прикоснуться к истокам своего рода. Очень хочется, чтобы в Челнах не забывали о купеческой странице истории. Не думаю, что сейчас реально собрать потомков челнинских купцов в городе. Но какую-то связь, может быть, стоит наладить.
Эльвира Мухаметдинова
0 лайков