Во имя Петра и Павла. В поселке Петровском возрождается церковная жизнь

«Южноуральская панорама», г. Челябинск, Челябинская область

Здесь некогда был храм, но советская власть его закрыла и снесла. Сегодня по его образу и подобию разработан проект новой церкви, образован приход, собираются пожертвования.

Учредительное собрание жителей поселка Петровского состоялось 16 июня 2019 года. На нем было решено открыть православный приход и приступить к строительству храма во имя святых апостолов Петра и Павла. В 2020 году начался сбор пожертвований, вскоре администрация Красноармейского района выделила земельный участок для будущего храма. 5 февраля 2023 года на собрании прихожан принято решение о возведении каменного храма, который в своем архитектурном облике должен напоминать первую деревянную церковь. Эту работу совместно с жителями поселка ведет благочинный Миасскосельского округа, настоятель возрождаемого прихода священник Евгений Новокрещинов.

Крыши пропускают мокро

Поселок Петровский, что близ Челябинска, расположился на берегу Второго озера. Он был основан в 1829 году на почтовом тракте из Челябинска в Шадринск. Первопоселенцами стали 36 семей казаков из Челябинска и Миасской станицы. В архивных документах не выявлено, когда состоялось освящение храма в поселке Петровском, однако в клировых ведомостях (ежегодных отчетах) указывается год постройки — 1894. При этом, судя по метрическим книгам, приход открылся раньше — в 1890 году, первый священнослужитель, псаломщик Аристарх Андреев, был назначен в мае 1889 года.

Церковь во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла была построена «тщанием прихожан». Деревянный храм с одним куполом, колокольня с пятью колоколами стояла отдельно, в одной ограде с храмом располагался церковный деревянный дом.

Причт состоял из священника и псаломщика, по меркам начала XX века они получали неплохое содержание: жалование от казны — священнику 300 рублей и псаломщику 100 рублей в год, кружечный доход в среднем около 300 рублей в год. К этому еще собиралась небольшая хлебная руга (пожертвования прихожан зерном) — от 40 до 200 пудов в год. В 1909—1910 годах причт получил земельный надел 300 десятин, однако располагался он в 42 верстах от поселка, земля была песчано-глинистой и годилась только для пастбища. Земля давала доход от 200 до 350 рублей в год. Священник жил в доме, принадлежащем поселковому обществу, псаломщик в — церковном. В 1914 году в клировой ведомости отмечалось: «Холодные крестьянские избы без надворных построек, крыши пропускают мокро, а потому неотложного и капитального ремонта требуют».

Фотография на память

В приходе было четыре часовни: Покровская в Тугайкульском поселке, святой мученицы Параскевы-Пятницы в Сычевском, Пророко-Ильинская на пути в Челябинск и Георгиевская в поселке Коноваловском. Также в приходе было пять казачьих школ, даже в небольшом Чуриловском поселке была своя школа. Например, в 1916 году во всех школах прихода обучалось 106 мальчиков и 116 девочек. Таким образом, накануне революции почти все казачата получали начальное образование.

За два с лишним предреволюционных десятилетия состав прихода менялся, в него входили окрестные поселки. В 1905 году в поселке Севастьяновском была освящена собственная Вознесенская церковь, и к новому приходу в 1907 году отошла часть поселков Петровского прихода. К 1916 году в приходе значилось 332 двора и 2016 человек. Все они были оренбургскими казаками, однако часть населения, около 250 человек, старообрядцами, а потому относились к приходу Покровской единоверческой церкви Харлушевского поселка.

В 1922 году приход прошел процедуру регистрации. В Объединенном государственном архиве сохранились документы: заявление, анкета, опись имущества, из чего видно, что храм был беден утварью. Верующих в этот момент — 2019 человек. Представить внешний облик храма и построек вокруг него позволяет фотография, сделанная директором челябинского краеведческого музея Иваном Гороховым в августе 1930 года и сохранившаяся в фондах музея.

Богослужения в Петропавловской церкви проводились до начала 1930-х годов, после чего храм закрыли и превратили в склад. Местные жители вспоминают, что в годы Великой Отечественной войны в храме возобновились богослужения, но после войны церковь снова была закрыта окончательно. Однако это не находит подтверждения в архивных документах: обычно решение об открытии храма принимал Челябинский облисполком, такого решения относительно церкви в поселке Петровском не выявлено. По данным краеведа Александра Ульянова, здание храма было разобрано в 1958 году, из его бревен возведен пристрой к школе.

Настоятели

Первым настоятелем Петропавловской церкви в 1893 году стал отец Виталий Колокольцов. Он родился в 1855 году в семье священника, обучался в Самарской духовной семинарии, но не окончил ее и служил в приходах Самарского уезда. В 1879 году епископом Вениамином принят в Оренбургскую епархию, рукоположен в сан священника и определен настоятелем Верхне-Кизильской церкви Верхнеуральского уезда. Духовенством 13-го благочиннического округа избирался депутатом Оренбургского училищного съезда на 1883—1885 годы, епархиальных и училищных съездов на 1889—1891 годы. В 1889 году по собственному прошению переведен в село Введенское Челябинского уезда, где также преподавал Закон Божий в местной школе.

В 1893 году «за неисполнение требований епархиального начальства» священник Виталий Колокольцов отрешен от места и через полгода назначен настоятелем в поселок Петровский. Почти 15 лет отец Виталий служил в этом храме был награжден набедренником и серебряной медалью «В память царствования императора Александра III». В 1907 году уехал в поселок Верхне-Санарский Троицкого уезда.

В тяжелые годы настоятелем служил священник Федор Костырев. Он родился в 1896 году в селе Попово Челябинского уезда, обучался в Оренбургской духовной семинарии. С апреля 1917 года по октябрь 1930 года служил священником в поселке Петровском, поддержал обновленческий раскол… После закрытия храма около года служил в Христорождественском соборе Челябинска, после его закрытия — протоиереем в Свято-Симеоновской церкви, а также секретарем «челябинского епископата обновленческой церкви».

Отец Федор Костырев подвергался арестам в 1927 и 1932 годах, в августе 1937 года вновь арестован по обвинению в участии в контрреволюционной организации. 2 октября 1937 года тройкой приговорен к высшей мере наказания, в выписке из протокола отмечалось: «секретарь Челябинского епископата, обновленческой ориентации, судим, активный участник повстанческой террористической организации духовенств, по заданию организации вступил в контрреволюционный блок с троцкистской организацией Челябинска через троцкиста Ланде, вел вербовку в организацию и осуществлял живую связь духовного совета с повстанческими штабами и уполномоченными организации духовного совета, подготавливал совершение террористических актов на руководителей партийных и советских работников». 4 октября того же года расстрелян. Реабилитирован в 1958 году за отсутствием состава преступления.

Николай Антипин

0 лайков