А вместо газет… мороженое?

«Тюменская правда», г. Тюмень, Тюменская область

Проходя по улицам Республики во вторую половину февраля года, я обнаружил, что закрыты все киоски, где можно было приобрести печатную продукцию, в частности, тюменские газеты. Стал искать на улице Мельникайте, но и там, увы, закрыты.

«Не является ли сей факт захвата прав населения на получение информации, в том числе о деятельности органов публичной власти?» — подумалось мне. Да, многие имеют доступ к средствам массовой информации, но информация в них не всегда очевидна, до обнаружения и передачи манипулирования сообщениями. Информацию в электронных СМИ легко можно подправить или принять (вместе с комментариями людей). Кроме того, она не отправляется на хранение в государственный архив, в отличие от той, что в печатных газетах, которые спустя некоторое время изучают пытливые архивы.

Информацию, которую можно получить более подробно, даёт анализ той или иной проблемы, что заставляет задуматься над прочитанным. Да и захваты в печатном деле люди в силу возрастания более опытности, в отличие от «электронщиков», подавляющее большинство коих являются молодыми людьми, у которых, помимо другого уровня опыта и приобретения, часто и другое мировоззрение, другое понимание актуальности и выявление выявленных проблем.

Те, кто не умеет или не может пользоваться электронными устройствами, кто предпочитает читать печатные газеты, думаю, ощутили значительное неудобство в связи с закрытием киосков. Во второй половине апреля я обнаружил, что на павильонах, некогда торговавших прессой, появились наклейки с надписью: «купи мороженое здесь». Я, конечно, не против мороженого, но, как говорится, не хлебом единым жив человек, ему и слово нужно.

Следует отметить, что по итогам встречи с руководителями российских печатных средств массовой информации, состоявшейся 20 февраля 2019 г., Президент России В. В. Путин 25 сентября 2019 г. дал ряд поручений Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, в том числе:

— «провести анализ реализуемых регионами мер по развитию сети нестационарных торговых объектов, в которых осуществляется продажа печатной продукции, а также обеспечить совершенствование указанных мер в целях достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;

— рассмотреть вопрос об актуализации нормативов минимальной обеспеченности населения продукцией периодических печатных изданий, в том числе в части, касающейся увеличения площади нестационарных торговых объектов, в которых осуществляется продажа печатной продукции».

В ответе Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации г.Тюмени от 25 апреля 2023 г. на обращение по поводу закрытия киосков указано, в частности, что «Схемой размещения нестационарных торговых объектов, утверждённой постановлением Администрации г.Тюмени в 2012 году, предусмотрено 102 места размещения указанных объектов, предусматривающих возможность реализации печатной продукции» (каково фактическое количество объектов по продаже печатной продукции, в ответе не указано). «По состоянию на сегодняшний день, — говорится далее, — уровень достижения нормативного значения показателя обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции, установленного постановлением Правительства Тюменской области, в городе Тюмени на 10 000 человек составляет 121,8 %. Вместе с тем, у 28 объектов по продаже печатной продукции сменился собственник, который осуществляет ремонт и замену устаревших конструкций, процедуры подключения к инженерным сетям, в силу чего осуществлено временное закрытие объектов».

Читая ответ Департамента, вспомнил песню из репертуара Леонида Утёсова:

«Все хорошо, прекрасная маркиза,
Дела идут, и жизнь легка,
Ни одного печального сюрприза,
За исключеньем пустяка:
Так, ерунда, пустое дело,
Кобыла ваша околела.
А в остальном, прекрасная маркиза,
Все хорошо, все хорошо!».

Во-первых, неужели нельзя было перед новым собственником объектов реализации печатной продукции поставить условие, чтобы объекты закрывались поэтапно, по мере выполнения работ, а не одновременно.

Во-вторых, торговля мороженым наводит на мысль, что, вероятнее всего, после ремонта эти объекты «перепрофилируются» исключительно на сладкую продукцию, а отсутствие газет объяснят недопустимостью товарного соседства.

В-третьих, есть большой вопрос к тюменскому показателю обеспеченности населения киосками по продаже печатной продукции.

Так, в пункте 4 Рекомендаций по поддержке и развитию системы розничного распространения периодических печатных изданий и иной печатной продукции в субъектах Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 31 июля 2013 г. № 197, изложено следующее: «Учитывая, что распространение периодических печатных изданий и иной печатной продукции является одной из форм реализации конституционного права граждан на получение информации, инструментом формирования единого информационного пространства, количество объектов розничной торговли периодическими печатными изданиями и печатной продукцией (киоски прессы) рекомендуется рассчитывать отдельно для каждого города (населенного пункта) из расчета: не менее 1 (одного) киоска прессы на 1500 человек в городе». Таким образом, для Тюмени с численностью населения около 850 000 человек киосков прессы должно быть не менее 500, но такого количества нет и никогда, наверное, не было.

Согласно Приложению № 3к постановлению Правительства Тюменской области от 27 января 2017 г. № 33-п, на которое ссылается в своём ответе Департамент земельных отношений, норматив минимальной обеспеченности населения как всей Тюменской области, так и каждого из её городов, городских округов и районов торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции (на 10 000 человек) составляет 1,2. Вопреки поручению Президента РФ, этот тюменский норматив после сентября 2019 года пересмотрен не был, хотя численность населения выросла.

Для примера, в городе Кемерово норматив минимальной обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции на 10 000 человек составляет 1,5, в соседнем Кургане – 1,33, в Омской области – 1,39, в Челябинской – 1,4.

Думаю, ответственным товарищам следует обратить внимание на уровень фактической обеспеченности населения торговыми павильонами и киосками по продаже печатной продукции, проверить правильность расчёта указанного норматива при помощи специальной формулы, утверждённой постановлением Правительства РФ в 2016 году, и безотлагательно принимать меры по спасению печатного дела, в том числе по ликвидации убыточности продажи местных газет.

Хорошо бы по примеру некоторых регионов нашей страны разработать и принять региональную программу по поддержке распространения печатных средств массовой информации, предусмотрев финансовую помощь, в том числе налоговые льготы для полиграфической отрасли (у нас поддерживают лишь деятельность в сфере телекоммуникаций, которая не находится в столь бедственном положении), предусмотреть реализацию, наряду с прессой, сопутствующих товаров, помогающих обеспечивать доходность объектов, о которых мы ведём речь. Стоило бы заключить соглашения с владельцами торговых точек об обязательной реализации всех печатных газет Тюменской области. И не только светских, но и изданий Тобольской митрополии, а также духовной литературы, что будет благотворно сказываться на нравственном состоянии нашего общества.

Предлагаемые меры поддержки печатного производства по санитарному регулированию, чтобы Россия придерживалась читающей (и мыслищей) страны.

Артемий Сергиев

От редакции: Так будет или не будет организована продажа газеты в киосковой сети Тюмени? С этой редакцией «ТП» обратилась к одному из ее представителей Д. В. Усенко. Дмитрий Владимирович ответил однозначно: да, будет. Уже после 11 мая в 23 киосках, в тех, что работали под брендом «Первая полоса» и «Фолиант», начнётся реализация «толстушек». Ежедневные номера, к сожалению, не входят в круг интересов бизнесменов, как растет г-н Усенко, из-за проблем с логистикой. Бизнесу невыгодны «ежедневки». Их дорога к читателю пролегает через «Почту России». Но об этом – отдельный разговор.

0 лайков