«Красноярский рабочий», г. Красноярск, Красноярский край
Фотографии и архивные документы дают возможность заглянуть в прошлое уголка питской тайги, ставшего местом встречи лесных людей с индустриальной цивилизацией.
Место на реке Большой Пит Северо-Енисейского района Красноярского края, известное как Пит-Городок, в прошлом именовалось Усть-Кадрой. Описание зимовья Усть-Кадра, основанного золотопромышленниками в начале 1840-х годов, содержится в рассказе Н. В. Латкина «Плавание по реке Питу».
В фондах Красноярского краевого краеведческого музея (КККМ) сохранились негативы с изображением этого зимовья. Лодочная пристань и дом зимовщика Перфилия Ефимовича Лаптенко были сфотографированы в июле 1915 года. Негативы, входящие в группу фотографий с приисков Енисейского горного округа, поступили в музей от Владимира Петровича Ермолаева (1892--1982) в 1918 году.
Несколько снимков из этой же серии 1915 года, отпечатанных на фотобумаге, находятся в семейном архиве Тулуниных среди фотографий, сделанных Авениром Фёдоровичем Тулуниным (1889--1937).
Кто же был автором фотографий? В опубликованных сведениях об А. Ф. Тулунине отмечалось, что он много лет работал на приисках Енисейского горного округа. В. П. Ермолаев приобрёл известность как основатель Национального музея в Туве, в память о нём издаются статьи и книги, проводятся Ермолаевские чтения в Кызыле. Однако ни в одной из публикаций не удалось найти упоминания о посещении В. П. Ермолаевым реки Большой Пит и приисков Енисейской тайги.
Далее нить поиска вела к архивным документам Александровской золотопромышленной компании (АЗК) Н. Н. Гадалова. В результате проведённых исследований достоверно установлено, что автором коллекции снимков, сделанных летом 1915 года на приисках Енисейского горного округа, был В. П. Ермолаев.
В юности он работал и учился у фотографа Янкеля Рахмиловича Калмановича в городе Канске. Переехав в Красноярск, в 1909--1914 годах исполнял различные поручения в Красноярском краеведческом музее. В 1911 году А. Ф. Тулунин и В. П. Ермолаев готовили экспозицию для Первой Западно-Сибирской выставки в Омске.
В 1913 году В. П. Ермолаев принял участие в организации визита в Красноярск норвежского учёного, полярного исследователя и путешественника Фритьофа Нансена. В том же 1913 году в составе почвенно-ботанической экспедиции академии наук он впервые посетил Туву. В 1914--1915 годах служил смотрителем в Александровской золотодобывающей компании, где в 1913--1916 годах работал А. Ф. Тулунин. В 1916 году участвовал в экспедиции по обследованию бассейна реки Хемчик в Туве.
Второй период работы В. П. Ермолаева в Красноярском музее датируется примерно 1918--1921 годами. Основная часть его творческой биографии связана с Тувой и Хакасией.
Происхождение фотографий зимовья Усть-Кадра имеет отношение к работам по разведке и золотодобыче, которые Александровская золотопромышленная компания организовала на реках Панимбе и Ведуге в 1912--1916 годах. Кадринский зимовщик П. Е. Лаптенко упомянут в ряде документов АЗК.
А. Ф. Тулунин, бывавший на приисках Панимбы в период работы в АЗК, в январе 1927 года приехал к Лаптенко в качестве статистика-регистратора Туруханской экспедиции Приполярной переписи населения 1926--1927 годов. Направляясь в питскую тайгу, регистратор рассчитывал на помощь Лаптенко в качестве проводника и переводчика эвенкийского языка.
В отчётах заведующему Туруханской экспедицией Приполярной переписи А. П. Куриловичу Тулунин сообщал: «От охотников Лаптенко и Поповой и других лиц я собрал уже кое-какие сведения о тунгусах, кочующих в районе Южных и Северных Енисейских приисков. В данное время на реке Большой Пит, в 8 верстах от охотника Лаптенко, зимуют 4 семьи и на днях ожидается ещё 5 семей тунгусов. Все же остальные находятся на реках Вангаше, Кордо и других. В Северной тайге, на реке Горбыльке у охотника Попова нынче не зимуют. Названия родов Попова и другие не знают, назвали мне лишь фамилии и имена тунгусов: шесть братьев родных Береговые, Курицын, два брата Ядунцевы, у которых было в 1923 году до 300 оленей, три брата Черноусовы и другие».
В отчётах заведующему Туруханской экспедицией Приполярной переписи А. П. Куриловичу Тулунин сообщал: «От охотников Лаптенко и Поповой и других лиц я собрал уже кое-какие сведения о тунгусах, кочующих в районе Южных и Северных Енисейских приисков. В данное время на реке Большой Пит, в 8 верстах от охотника Лаптенко, зимуют 4 семьи и на днях ожидается ещё 5 семей тунгусов. Все же остальные находятся на реках Вангаше, Кордо и других. В Северной тайге, на реке Горбыльке, у охотника Попова нынче не зимуют. Названия родов Попова и другие не знают, назвали мне лишь фамилии и имена тунгусов: шесть братьев родных Береговые, Курицын, два брата Ядунцевы, у которых было в 1923 году до 300 оленей, три брата Черноусовы и другие».
Побывав на Южной Кадре, Панимбе, Чиримбе, Вангаше, Тыре, А. Ф. Тулунин зарегистрировал 29 семей эвенков из 48. Позже этнограф Б. О. Долгих дополнил статистические сведения Тулунина данными, полученными от В. И. Рыкова, учителя эвенкийской школы фактории Горбилок (Горбылек) Удерейского района, и Г. К. Сморыго, охотинспектора Удерейского, Байкитского и Чунского районо. В 1930-е годы, до трагического ареста в 1937 году, Авенир Фёдорович работал на питских приисках и в Пит-Городке.
20 августа 1929 года зимовье Лаптенко посетили участники экспедиции Енисейского естественно-исторического и культурно-бытового музея — заведующий музеем Н. А. Кытманов, добровольный помощник В. В. Коневский и рабочий А. А. Симонов. Лаптенко рассказал гостям о двух заброшенных стойбищах эвенков с шаманскими чумами.
На следующий день, 21 августа, экспедиция обследовала эти становища, находившиеся на правом берегу реки Большой Пит, в тайге близ тропы, «протоптанной» в 1912--1916 годах рабочими Александровской золотопромышленной компании к прииску Дорогой на Панимбе.
Кочевой совет питских эвенков включал фактории Горбилок, Тужимо, Бугарихта и Вершина Каменки, существовавшие до 1976 года.
Кочевой совет питских эвенков включал фактории Горбилок, Тужимо, Бугарихта и Вершина Каменки, существовавшие до 1976 года.
В 1932 году на Питских лугах между устьями Кадры и Панимбы вырос рабочий посёлок Пит-Городок — центральный прииск Питского золотоприискового управления. В 1954 году (после смерти Сталина в 1953-м) Пит-Городок был отнесён к категории сельских поселений, став усадьбой подхоза «Северный», и долгие годы служил житницей Северо-Енисейского района.
Последнего жителя посёлка сняли с регистрационного учёта по месту жительства 11 марта 2019 года, при этом фактический выезд жителей состоялся в 2005 году.
Юрий Клиценко