Софья Дубинская: «Не переживайте — газеты будут жить»

«Пенсионер России», г. Екатеринбург, Свердловская область

Неутешительные прогнозы о будущем российских печатных СМИ мы слышим на протяжении минимум 10 лет. Но истинные мастера пера не поддаются унынию, а ищут и внедряют новые технологи связи с аудиторией. Сейчас, в преддверии нового подписного периода, такие контакты с аудиторией особенно важны. Поэтому «Пенсионер России» старается искать новые темы, расширять географию контактов, публиковать больше материалов с мест, чтобы оставаться по-прежнему интересным своим читателям.

Сейчас в разных странах растёт интерес к серьезной бумажной прессе, привязанной к своему региону. Подхватит ли этот тренд Россия? Ситуацию на отечественном рынке печатных изданий знает Софья Дубинская – исполнительный директор Альянса руководителей региональных СМИ России, председатель Экспертного совета по региональным печатным СМИ при Минцифре РФ.

– Софья Борисовна, знаю, что почти 30 лет назад, в октябре 1992 года, 19 главных редакторов крупнейших региональных газет создали общественную организацию – «Альянс руководителей региональных СМИ России». Что сегодня в повестке альянса, какой помощи ожидают и что предлагают редакторы газет и журналов?

– Сегодня в стране есть печатные государственные и негосударственные или частные СМИ. Что между ними общего? И те, и другие, если говорить откровенно, достаточно зависимы. На информационную политику государственных СМИ в регионах влияют властные структуры. Я знаю немного регионов, где чиновники не вмешивается в работу журналистов. В качестве примера могу привести Вологодскую область. В этом регионе основным государственным изданием является газета «Красный Север». Губернатор Олег Кувшинников не позволяет себе какие-либо диктовки газете. Но это – редкий случай. Чаще печатные государственные СМИ находятся под определенным давлением и обязаны выдерживать линию организации, которой принадлежат.

Относительно частных изданий могу сказать, что их положение гораздо тяжелее. Негосударственные общественно-политические издания отстаивают свою политику. Возьмем для примера Красноярский край, где уже 116 лет выходит газета «Красноярский рабочий». В советский период она являлась рупором краевого комитета КПСС, сейчас – коммерческое издание. Понятно, что независимый «Красноярский рабочий» краевой администрации неудобен. Поэтому власти выделяют средства на издание малозначительной газеты «Наш Красноярский край». Она выходит гораздо большим тиражом и распространяется бесплатно. А «Красноярскому рабочему» живётся тяжело, ведь любому частному изданию самому нужно зарабатывать на оплату труда сотрудников, бумагу, услуги типографии и так далее. Никаких дотаций из регионального бюджета оно, как правило, не получает.

Справка

 

Софья Борисовна Дубинская – уникальный человек и талантливый журналист. На протяжении многих десятилетий её публикации вызывали неизменный интерес читательской аудитории СССР. Родилась в марте 1938 года. В 1960 году окончила факультет журналистики Уральского государственного университета имени А.М. Горького. Работала в газетах «Молодая гвардия» (Южно-Сахалинск), «Комсомолец Заполярья» и «Полярная правда» Мурманск»), «Водный транспорт», журнале «Журналист» (Москва).

 

Софья Борисовна и сейчас, в свои 83 года, остаётся в строю «журналистской братии». Является исполнительным директором «Альянса руководителей региональных СМИ России» (АРС-ПРЕСС), возглавляет Экспертный совет при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, координирующий работу альянса в регионах России. При содействии С. Б. Дубинской создана система постоянного представления интересов региональной прессы в законодательных и исполнительных органах государственной власти РФ. Её острый ум, работоспособность вызывают восхищение коллег, соратников и читателей. Ей хочется подражать, у неё нужно учиться профессиональному мастерству, мудрости и умению защищать истину.

– Есть регионы, власти которых оказывают финансовую поддержку не только официальным, но и частным печатным изданиям?

– Рада бы сказать, что такие примеры есть, но не могу. Региональные бюджеты на СМИ сокращаются. Те или иные формы поддержки есть там, где губернатор и главный редактор популярного регионального издания находят общий язык.

Говоря о судьбе печатных СМИ в целом, я бы выделила в отдельную группу газеты для детей и юношества, а также такие издания, как газета «Пенсионер России: о жизни и для жизни»». Ваш проект начался в конкретном регионе – Свердловской области, но успешно распространяется в большинстве регионов России. Мне нравится, что это издание не ограничивается исключительно темами садоводства и домоводства, как многие другие газеты для старшего поколения, а старается освещать важные социальные, экономические темы.

– Да, «Пенсионер России» востребован и в крупных российских городах, и в глубинке. Вот только «Почта России» порой подводит с доставкой. Пора бы государству вмешаться в решение этой проблемы. Как думаете?

– К сожалению, мало кому есть дело до печатных СМИ, испытывающих финансовые трудности, а цена подписки растёт. В Сибири, например, уже доходит до 1,5 тысячи рублей за полгода. Согласитесь, пенсионерам это накладно. Что касается «Почты России», то работа с газетами и журналами не является для неё приоритетом. Мы не приносим ей прибыль, мы для неё убыточны. Тем не менее наш альянс более 10 лет плотно работает с почтовиками. Удалось решить вопрос по льготной подписке для более 2,5 тысячи газет.

– Коллектив Издательского дома «Медиакруг», где помимо газеты «Пенсионер России» выходит ещё несколько изданий, находится в постоянном поиске идей, чтобы газеты и журналы были интересны читателям. Полагаю, что эти проблемы вы обсуждаете с главными редакторами многих печатных изданий…

– Это насущные вопросы, которые мы разбираем на семинарах, конференциях. Происходит обмен опытом. Как привлечь интерес читателя? Можно сделать прекрасный репортаж с места события или записать интервью с прославленным человеком, а можно сотворить материал, который даст шанс прорваться в жизнь какой-то важной для людей идее, проекту. Некогда мэтр советской журналистики Анатолий Аграновский нашел в Чебоксарах изобретателя того самого хрусталика, который положил начало новому направлению в лечении глазных болезней, созданию клиники Святослава Фёдорова. Не переживайте – хорошие газеты, такие, как ваш «Пенсионер России», живут и будут жить. Сегодня многие государства возвращаются к печатным изданиям. Это происходит в странах Скандинавии, в Японии. В Финляндии пошли еще дальше – запустили систему медиаобразования.

– Как это выглядит?

– Школьникам предлагают внимательно прочесть заметку, к примеру, из крупнейшей газеты Финляндии «Хельсинки саномат», и высказать своё мнение. Ребёнок обращается за помощью к родителям. Те садятся за статью: читают, обсуждают, чтобы помочь своему чаду составить отзыв. А поскольку это – не разовая акция, то родители рано или поздно подписываются на газету.

У нас в России в этом направлении делаются лишь первые шаги. Но многие редакции ведут работу со школьниками. Например, в городе Шахты Ростовской области выходит газета «Шахтинские известия». Там давно работает и школьное агентство новостей «Шанс». Опытные журналисты занимаются с детьми. Приучать человека к газете надо с детства. Дети, которые читают, вырастают во взрослых, которые думают. Тогда и зрелом возрасте люди сохраняют потребность читать хорошие издания – «Пенсионер России», например.

Наталья Горбачева

1 лайк