Конференция СППИ ГИПП о распространении прессы в условиях пандемии

ДистриПресс

Фото: sovetreklama.org

Конференция «Состояние и перспективы развития системы распространения прессы 2021/2022 в условиях пандемии», организованная Союзом предприятий печатной индустрии (ГИПП) при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, состоялась 12 ноября в помещении ИД «Аргументы и факты».

Участниками Конференции, проходившей в режиме офлайн и онлайн, стали представители ведущих российских компаний-дистрибьюторов, издательских домов, отраслевых общественных организаций, эксперты медиарынка из ближнего и дальнего зарубежья.

Конференцию открыл модератор мероприятия Александр Оськин, вице-президент СППИ ГИПП, который обозначил главную задачу – общими усилиями сделать своеобразный «срез» сегодняшней ситуации на российском рынке распространения прессы и выработать рекомендации по преодолению существующих проблем, в том числе с учетом зарубежного опыта.

Для обсуждения на Конференции были предложены такие темы, как: распространение прессы в условиях пандемии; анализ эффективности господдержки бизнеса на рынке распространения прессы в период пандемии; предложения по поддержке и развитию системы распространения прессы в 2021—2022 гг.; новые форматы торговли и маркетинговые инструменты на рынке прессы сегодня и завтра.

Первым из выступивших был Андрей Гаранин, директор компании Preses Serviss (Латвия), который сделал свой доклад по видеосвязи. Он подробно рассказал о состоянии латвийского рынка распространения прессы, о том, как дистрибьюторы страны работали в условиях начала и развития пандемии коронавируса, а также об оказанной им поддержке со стороны государства, которое признало прессу товаром первой необходимости и оказало помощь распространителям в размере 9 млн евро.

Роман Боголепов, генеральный директор компании «Pressa.ru», обратился к участникам Конференции из Португалии, представив онлайн-презентацию на тему распространения электронной прессы, обозначив особенности работы на этом рынке в России и за рубежом.

Аракся Новаковска-Саркисян, эксперт медиарынка из Польши, сообщила о проблемах, которые пришлось преодолевать дистрибьюторам прессы в этой стране на разных этапах пандемии. Она отметила, что после закрытия в Польше торговых центров киоски прессы остались практически единственным местом, где потребители могут приобрести газеты и журналы, а также многие товары повседневного спроса. В то же время, доходы польских киоскеров резко упали – до 60 процентов – в связи с сокращением спроса на популярные ранее еженедельные издания, контент которых читатели стали потреблять в интернете. При этом киосковые сети в Польше, в отличие от Латвии, не получают достаточную поддержку со стороны государства.

Олег Бережной, генеральный директор ГК «Кардос», высказал мнение, что отнюдь не коронавирус является основной проблемой для отрасли печатных СМИ и системы их распространения. Прежде всего, подчеркнул он, нужно поменять отношение общества и государства к печатной прессе и печатному слову в принципе. Издателям и дистрибьюторам необходимо забыть о взаимных претензиях и использовать общие возможности для ведения консолидированной пиар-кампании, направленной на повышения интереса к печатным СМИ независимо от канала их распространения.

Сергей Гаврилов, генеральный директор АРПИ «Сибирь», член Правления СППИ ГИПП, констатировал, что в период пандемии система распространения устояла, благодаря, в том числе, помощи со стороны государства. Я не согласен, сказал он, что люди перестают читать печатную прессу. Уничтожается сама система распространения, причем после временного затишья в период ограничений на торговую деятельность давление местных властей на киоски прессы возобновилось с удвоенной силой. Ритейл не сможет заменить киоски как канал распространения прессы, не будет киосков – продажи газет и журналов будут падать, издаваемые тиражи сократятся, что приведет к росту себестоимости печатной продукции и росту цен на нее. А дальше – замкнутый круг: снижение продаж, падение тиражей, банкротство издателей. К тому же, наши прежние договоренности с ритейлом перестали действовать, снова начинаются ценовые войны, гонка ретробонусов. Считаю, сказал С. Гаврилов, что главная причина всех бед – это отнюдь не интернет, а наши внутренние разногласия и поэтому предлагаю прекратить все «боевые действия» и перейти к конструктивному сотрудничеству.

Софья Дубинская, исполнительный директор АРС-ПРЕСС, согласилась с тем, что одна из самых больших проблем отрасли заключается в разрозненности отраслевого сообщества. Поддержав необходимость проведения активной работы, направленной на привлечение интереса общества и государства к печатной прессе, она отметила, что эта деятельность должна вестись как на федеральном, так и на региональном уровне.

Георгий Григорян, координатор проектов СППИ ГИПП по развитию продаж прессы в ритейле, остановился на проблемах, связанных с распространением печатной продукции в торговых сетях. Ситуация в ритейле постоянно меняется, сети предъявляют новые требования к поставщикам прессы, а дистрибьюторы не всегда уделяют достаточно внимания торговому оборудованию, выкладке и другим подобным вещам. Одна из главных проблем, по мнению С. Григоряна, в разобщенности поставщиков, которые решают вопросы каждый сам по себе. Чтобы отвечать на вызовы сетей, необходимо создание центров обмена компетенциями, все хорошие идеи, включая успешный зарубежный опыт, должны быть доступны всем дистрибьюторам, которые должны объединиться на общем рынке.

Сергей Маркелов, генеральный директор ООО «Метропресс» (Санкт-Петербург), рассказал о работе своей компании в период пандемии. Наши покупатели – это пассажиры метрополитена, сказал он, поэтому на нас особенно сильно сказалось снижение пассажирского трафика, в результате падение продаж составило примерно 30 процентов. Между тем, компания не смогла воспользоваться практически ни одной мерой господдержки, хотя в 2019 году заплатила более 270 млн рублей налогов.

Подводя итоги заседания, Александр Оськин отметил, что выступления участников и дискуссия позволили показать ситуацию на рынке распространения прессы в стране и за рубежом, наметить направления работы отрасли в период окончания пандемии и преодоления ее последствий. Он сообщил, что все прозвучавшие предложения участников будут обобщены и представлены в итоговой резолюции, а также выразил надежду, что в предстоящем периоде можно будет обеспечить развитие продаж прессы во всех сегментах распространения печатной продукции.

Участниками Конференции были приняты рекомендации с учетом высказанных пожеланий и дополнений.

В рамках конференции прошел круглый стол «О проблемах поддержки и развития института подписки на прессу 2021/2022 в условиях пандемии», затем состоялась церемония награждения победителей конкурсов «Лучшая киосковая сеть по распространению прессы в Российской Федерации», «Лидер подписки» и «Лидер продаж».

0 лайков