«Отрасль поставлена на грань выживания». Куйвашева попросили спасти уральские СМИ

ФедералПресс

Свердловские журналисты обратились к губернатору с просьбой помочь отрасли. Из-за экономического кризиса многие компании отказываются от расходов на рекламу, и СМИ остаются без финансирования. При этом именно от них государство ожидает информационной поддержки во время пандемии коронавируса. О том, как уральские журналисты оценивают состояние отрасли и какие меры предлагают, – в материале «ФедералПресс»

Журналисты выступили с целым пакетом предложений.

Своевременно и правильно

Свердловский губернатор Евгений Куйвашев получил обращение от руководителей городских и районных СМИ, которое подписали медиаменеджеры из Нижнего Тагила, Каменска-Уральского, Первоуральска, Серова и многих других муниципалитетов. В документе говорится, что падение доходов из-за экономического кризиса и ограничительных мер составило 70 %. В то же время СМИ продолжают работу, которая сейчас связана не только с освещением ситуации, но и с противостоянием фейкам и разъяснением необходимости самоизоляции, отмечают авторы обращения.

Главное требование СМИ – обратиться к федеральным властям с просьбой включить СМИ в список отраслей, наиболее пострадавших от сложившейся ситуации. Кроме того, уральцы предлагают увеличить субсидии региональным СМИ, снять ограничения на рекламу лекарств и алкоголя и включить местную прессу в ассортимент федеральных торговых сетей. На региональном уровне авторы письма просят ввести субсидии на рекламу в местных и региональных СМИ для малого и среднего бизнеса и провести грантовый конкурс социально значимых проектов. Наконец, на муниципальном уровне речь идет о льготах по налогам и арендной плате.

«Считаю, что это письмо своевременно и правильно. В первом же указе президента к тем производствам, которые являются непрерывными, причислены средства массовой информации. Президент это понимает, но, к сожалению, когда речь идет о поддержке предприятий, на региональном и муниципальном уровне СМИ не звучат. Мне кажется, это неправильно»+, – прокомментировал «ФедералПресс» директор екатеринбургского филиала «Российской газеты» Сергей Салыгин.

В качестве дополнительной меры он предлагает гарантировать киоскам прессы определенное число мест в городских схемах нестационарной торговли. Салыгин напоминает, что все эти предложения звучали и раньше, но именно сейчас важно, чтобы они были услышаны. «Отрасль поставлена на грань выживания», – предупредил он.

Позицию свердловской прессы разделяют и в Союзе журналистов России.

«Мы провели уже три онлайн-конференции с директорами и главными редакторами издательских домов страны, на которых обсуждали, в том числе, и это обращение. Полагаю его абсолютно верным и считаю, что пресса, особенно городские, районные и областные общественно-политические издания должны быть приравнены к субъектам малого бизнеса», – заявил корреспонденту «ФедералПресс» секретарь СЖР Владимир Касютин.

Он делает акцент на предложении увеличить субсидии региональным СМИ по линии Роспечати: по словам Касютина, без этой поддержки многие издания уже закрылись бы.

«Мы нужны нашей аудитории»

Одновременно еще одно обращение Евгению Куйвашеву направили председатель областного союза журналистов Александр Левин и руководители нескольких СМИ регионального уровня. Они предупреждают о возможном сокращении или прекращении деятельности некоторых редакций уже в ближайшие недели. Авторы письма также предлагают включить СМИ в список наиболее пострадавших отраслей.

«Такие меры как отсрочка и минимизация налоговых и иных обязательных платежей, мораторий на проведение разного рода проверок, кредитные каникулы, льготные займы и другие способы поддержки позволили бы предотвратить массовые банкротства организаций в сфере медиа», – говорится в обращении.

Среди его авторов оказалась и управляющая «Студией 41» и «Четвертым каналом» Элеонора Расулова.

«СМИ относятся к той категории, которая не может прекратить производственную деятельность. Более того, что касается телевидения, то оно более востребовано, чем прежде, поэтому мы работаем в усиленном режиме. При этом рекламный рынок полностью встал: доходы от рекламы снизились до невозможных. За свою практику работы на телевидении я никогда не видела такого низкого уровня доходов от рекламы. Торговые центры не могут рекламироваться, рестораны не могут, клубы не могут. Малый и средний бизнес – порядка 60 % рекламных доходов для нас», – заявила она корреспонденту «ФедералПресс».

Александр Левин в разговоре с корреспондентом «ФедералПресс» подчеркнул, что ранее Союз журналистов России направил письмо премьер-министру Михаилу Мишустину, где также предлагал включить СМИ в перечень пострадавших отраслей. Левин положительно оценил и то, что некоторые СМИ попали в список системообразующих предприятий.

Гендиректор информагентства «Накануне.Ру» Татьяна Николаева считает, что свердловским чиновникам стоит встретиться с представителями и руководителями СМИ. «Если власть захочет, она найдет, как нам помочь. Для этого можно провести круглый стол или консультации», – объяснила она корреспонденту «ФедералПресс».

Отсутствие же поддержки может привести к банкротствам и сокращениям, предупреждает главный редактор «Березовского рабочего» Сергей Стуков. «Я могу один газету выпускать: верстать, рекламу принимать, писать, корректировать. Могу ее на велосипеде развозить по подписчикам. Если ничего не изменится в стране, придется прибегнуть к этому варианту. Думаю, что такая же ситуация во многих СМИ Свердловской области», – сказал он корреспонденту «ФедералПресс».

Нынешний кризис является уникальным не только из-за степени падения рекламного рынка, говорит Владимир Касютин. На печатных изданиях сказалось и снижение розничных продаж. «Мы все последние годы говорили, что надо делать собственную розницу, а оказалось, что почта – более устойчивый формат. Многие магазины закрылись, люди не выходят из дому», – посетовал он.+

По мнению Касютина, журналистам сейчас необходимо «не сидеть сложа руки», а, к примеру, заняться развитием пабликов в социальных сетях.

«К сожалению, достаточно значительная часть коллег вообще ушла в тень. Наша главная задача – доказать делом, что мы нужны нашей аудитории, что мы выполняем задачи, которые сегодня нужны стране», – заключил секретарь СЖР.

Полина Зиновьева