Министерство иностранных дел Российской Федерации
Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова информационному агентству ТАСС, опубликованное 26 декабря 2019 года
Вопрос: Каковы основные итоги года в урегулировании конфликта на юго-востоке Украины и в чем заключаются первоочередные задачи на 2020 год? Можно ли сейчас, после состоявшегося в Париже саммита «нормандской четверки», говорить о том, что В.А.Зеленский занимает конструктивную позицию в этом вопросе? С учетом двусторонней встречи лидеров России и Украины можно ли говорить о том, что в отношениях двух стран появилось пусть не потепление, но, по крайней мере, возможность для конструктивного диалога?
С.В.Лавров: К сожалению, конфликт на востоке Украины продолжается. На линии соприкосновения по-прежнему стреляют. Блокаду региона не снимают.
Вместе с тем надежды на достижение прогресса в урегулировании остаются. В.А.Зеленский называет скорейшее прекращение войны на юго-востоке страны одним из важнейших приоритетов своего президентства. За пять месяцев он сумел сделать то, что его предшественник годами упорно отказывался выполнять. Речь идет о реализации обязательств по разведению сил и средств сторон в трех «пилотных» районах на линии соприкосновения, а также письменной фиксации текста «формулы Штайнмайера», которой определяется порядок вступления в силу на постоянной основе особого статуса Донбасса.
Благодаря этому стало возможно проведение в Париже 9 декабря очередного саммита «нормандского формата». Его итоги известны. В первую очередь, была подтверждена безальтернативность минского «Комплекса мер» как основы урегулирования, а также даны рекомендации для Контактной группы. Теперь важно обеспечить их реализацию. Но сделать это будет не так просто, о чем свидетельствует состоявшееся 18 декабря заседание Контактной группы. Тем не менее, мы сохраняем надежду на лучшее.
Достижение прогресса в урегулировании возможно только через прямой диалог между сторонами конфликта – Киевом, Донецком и Луганском. Мы готовы этому всячески содействовать. Установление прочного мира на Украине отвечает нашим интересам и позитивно скажется на отношениях между двумя странами.
Вопрос: Во время бесед с руководством США в ходе визита в Вашингтон почувствовали ли Вы реальную, а не декларативную готовность все же «оттолкнуться от дна» в отношениях? Может ли в принципе 2020 год – год президентских выборов в США – ознаменоваться улучшением отношений с учетом русофобских настроений? Могут ли точкой опоры для восстановления диалога стать переговоры по продлению договора СНВ-3, возможно, с участием Китая и европейских стран?
С.В.Лавров: Состоявшиеся в Вашингтоне контакты были полезными, позволили обстоятельно свериться по актуальным вопросам двусторонней и международной повестки. С обеих сторон высказывалась нацеленность на оздоровление атмосферы отношений и достижение результатов в тех областях, где у нас есть совпадающие интересы.
Что касается оценки перспектив совместной работы в предстоящем году, то мы придерживаемся прагматичного подхода, не испытываем завышенных ожиданий. Судить о настрое администрации Д.Трампа на конструктивное взаимодействие будем по делам. Разумеется, учитываем наличие сдерживающих факторов, связанных с американской внутриполитической конъюнктурой и стартовавшей избирательной кампанией. Недоброжелатели России в вашингтонском истеблишменте могут вновь пытаться использовать русофобию в предвыборной борьбе.
Поэтому будем и далее отвечать на недружественные выпады, если они продолжатся с американской стороны. Тем не менее, полагаем, что было бы неправильно откладывать на неопределенное время решение важных для наших стран и всего мира проблем. Российские предложения по выстраиванию взаимодействия на различных направлениях остаются «на столе». Это относится и к теме стратегической стабильности, за состояние которой Россия и США несут особую ответственность как крупнейшие ядерные державы.
Мы, в частности, выступаем за то, чтобы продлить двусторонний Договор о СНВ, истекающий в феврале 2021 года, без предварительных условий и искусственных затяжек. После развала американцами ДРСМД это – последний международно-правовой инструмент, взаимно ограничивающий ракетно-ядерный потенциал наших стран и обеспечивающий предсказуемость в области контроля над вооружениями. С учетом уклончивой позиции Белого дома пока трудно сказать, станет ли данный вопрос «точкой опоры» для восстановления диалога.
Повторю: ДСНВ носит двусторонний характер. Он заключен в 2010 году между Россией и США. Соответственно привлечение других государств к его продлению невозможно.
Вместе с тем, американские коллеги высказываются в пользу разработки другой – новой – договоренности по ограничению ядерных вооружений. Хотят, чтобы, помимо России и США, в этом участвовал Китай, но пока его согласия не получили. Не договорились также с Великобританией и Францией, подключение которых к подобным переговорам абсолютно необходимо. Более того, до сих пор даже не представили конкретного видения. Пробрасывают данную идею с прошлой весны, однако так толком не объяснили, что именно и каким образом предполагается ограничивать.
Как только получим такой проект, готовы его рассмотреть самым внимательным образом. Очевидно, что переговоры – будь то на двусторонней или многосторонней основе – в любом случае окажутся длительными. Между тем, Россия и США могли бы уже сейчас вдвоем продлить ДСНВ, чтобы успокоить мировое сообщество и не допустить вакуума в сфере стратстабильности. Хочется надеяться, что в Вашингтоне проявят здравый и ответственный подход.
Вопрос: Не создается ли у Вас впечатления по итогам событий 2019 года, что Латинская Америка вновь вступает в фазу переворотов и ситуация становится неуправляемой? Много ли теряет Россия на фоне бурных событий в латиноамериканских странах?
С.В.Лавров: То, что происходило в Латинской Америке на протяжении уходящего года, действительно, наводит на воспоминания об уже подзабытом определении «пылающего континента».
Не буду комментировать разворачивающиеся в целом ряде латиноамериканских стран внутриполитические процессы, которые имеют свои причины и динамику. Отмечу, что на фоне непростой ситуации в регионе глубокое беспокойство вызывают попытки США переформатировать его под свои геополитические интересы – в русле теории «управляемого хаоса». Составными частями этого курса стали усилия по смене неугодных режимов или перенаправлению в «правильное» русло колеблющихся, разобщению региональных интеграционных процессов, навязыванию жестких неолиберальных лекал. За идеологическую основу, судя по всему, взята «вынутая из нафталина» «доктрина Монро».
Но произошло то, на что, как представляется, в США не рассчитывали – намеченные планы стали буксовать. Регион оказался сложнее и многообразнее упрощенческих расчетов Вашингтона. Например, несмотря на жесткое санкционное удушение и методы «цветных революций», не удается реализовать «блицкриг» в отношении Венесуэлы, Кубы, Никарагуа.
Проколы на латиноамериканском направлении администрация по привычке пытается списать на «враждебные внешние силы», в том числе на «происки Москвы». Против нас ведется энергичная политическая и информационная кампания, активно используется механизм «вторичных санкций», прежде всего финансовых.
В то же время в условиях региональной турбулентности осязаемо ощущаем запрос на более значимую роль России в латиноамериканских делах. И это неудивительно. Для нас Латинская Америка и Карибский бассейн – самоценное направление внешней политики. Мы не смотрим на регион через призму геополитических интересов и не желаем, чтобы он превратился в арену для противоборства кого-либо с кем-либо.
Рассматриваем ЛАКБ как важный элемент формирующегося многополярного мироустройства. Поэтому заинтересованы в том, чтобы страны региона – в своей совокупности и единстве в многообразии – были сильными, политически сплоченными и экономически устойчивыми. Российский подход к взаимодействию с латиноамериканцами предельно логичен: никого никому не противопоставлять, не создавать разделительных линий и искусственных барьеров, не делить партнеров «на своих и чужих», а укреплять сотрудничество на деидеологизированной прагматичной основе при взаимном уважении и учете интересов.
Такая созидательная философия позволяет наращивать плодотворное сотрудничество с государствами Латинской Америки в разных форматах и по широкому спектру направлений.
1 лайк