Ufaved.info, г. Уфа, Республика Башкортостан
Отсчёт домов улицы Свердлова для непосвящённого начинается от трамвайных путей на Султанова. И в самом деле, там, где кончаются рельсы, улица ныряет в проулок, а дальше будет почти как в песне: с голубого ручейка начинается река, а улица пропадает. И чтобы попасть в начальный её квартал, мы должны будем сделать большой крюк…
Почему-то эту улицу краеведы обходят вниманием, хотя, по сути, она является одной из старейших – если и не среди улиц Уфы, то дорог – трактом, ведущим в центр Русского государства, в Казань. Отсюда, собственно, пошло и название улицы: когда-то уж очень давно она была продолжением идущей от Уфимского кремля Казанской улицы: после спуска по булыжнику улицы Трактовой дорога вела к Вавиловской переправе через Белую и дальше на запад.
С появлением в начале XIX века базарной площади и вставшего прямо поперёк дороги гостиного двора, улица разбилась на Большую и Малую Казанскую. Уже в 1910-е годы на склоне горы над Нижегородкой сложилась ещё одна улица с «родственным» названием – Новая Малая Казанская, которую в начале 30-х гг. прошлого века объединили с улицей Свердлова. Именно поэтому нумерация домов в дореволюционных справочниках так сильно отличается от нынешней.
Немного о современном названии. В честь Якова Свердлова Малая Казанская улица была названа больше ста лет назад, подтверждением этому, например, карта Уфы 1925 года, но в литературе вы можете встретить мнение, что до 1956-го она называлась Интернациональной. Путаница эта возникла потому, что в ноябрьском постановлении исполкома горсовета 1956 г. «О переименовании улиц города Уфы» в связи с объединением Уфы и Черниковска в один город указано, что улица Свердлова (в отличие от черниковской «однофамилицы») должна стать Интернациональной. Но затем всё переиграли и поступили строго наоборот: Интернациональная «оказалась» в Орджоникидзевском районе. Постановлений в газетах об обратном переименовании лично я не встречал, хотя Юрий Андреевич Узиков указывает дату – 29 января 1957 г.
Немного об ударных слогах. Вряд ли вы часто встречаете людей, называющих эту улицу с ударением на второй слог, т.е. Свердлова. Тем не менее в художественных фильмах 1930-х («Ленин в 1918 году» и др.) звучит именно такой вариант, а значит, он правильный.
Кажется, вступительная часть затянулась, посему поспешим на улицу. Начнём мы свою прогулку, разумеется, от центра города – от улицы Карла Маркса, хотя, судя по нумерации, здесь как раз конец улицы Свердлова. И начнём с того, чего давно уж нет. Земельный участок на южном углу Малой Казанской и Александровской (Свердлова и К. Маркса) в начале ХХ века принадлежал потомственному почётному гражданину, товарищу (заместителю) директора Городского общественного банка Ивану Степановичу Глазырину (1851–1914). Когда-то совсем уж давно (и вплоть до начала 1930-х) в стоявшем на самом углу изящном домике был аптекарский магазин, торговавший средствами гигиены и парфюмерией. Но по какой-то причине здание исчезло – в 1930-х на его месте должно было появиться мощное завершение второго коммунального дома (Маркса, 17/19) – многоэтажное здание-башня. Но что-то пошло не так, как планировали, и долгое время угол пустовал.
Красивое же трёхэтажное здание с башенкой-шатром, стоящее чуть выше угла на чётной стороне улицы, выстроенное неизвестным архитектором около 1914 г., обычно связывают с именем Габдуллы Тукая: в апреле и мае 1912 года он дважды приезжал в Башкирию на кумыс. В Уфе Тукай встречался с Мажитом Гафури, будущим народным поэтом Башкирской АССР.
Немного отвлекусь. Думаю, вы согласитесь, что если название улицы Тукаевская звучало вполне поэтично, то когда склонные к канцеляризму переименователи наделили её паспортной фамилией великого поэта – Тукаев, это стало выглядеть, по меньшей мере, странно. И даже забавно: по сути, это то же самое, что называть улицу Горького-Пешкова. Или улицу Ленина –Ульянова. А ведь Тукай отзывался о нашем городе очень хорошо: «Воздух этого города приятен, не вреден для моего здоровья. Хожу в сад на берегу Агидели, там несколько часов лежу под деревьями… Здесь только запах цветов и деревьев». И ещё: «Уфа ждала меня, как невеста своего жениха. Она приоделась. Кругом зелень. И солнце улыбается».
Известно, что останавливался Тукай на складе книжного магазина «Сабах» («Утро»), но незадача в том, что около 1914 года рядом со стоящим на углу домиком с аптечным магазином появилось новое здание (ныне существующее), выстроенное, скорее всего, прямо на месте снесённого книжного магазина. Кроме того, в справочниках 1912–1913 гг. магазина с названием «Сабах» нет. Зато в здании на противоположном углу Малой Казанской отмечен книжный магазин «Просвещение» братьев Каримовых из Казани…
Вы, должно быть, уже поняли, что речь идёт о большом угловом здании, которое некоторые уфимцы «со стажем» всё ещё называют универмагом. Впрочем, и автобусная остановка по сей день носит почти такое же название – ЦУМ. В памяти многих – главный торговый зал этого заведения с украшенными коваными решётками балконами-антресолями и ведущая на второй этаж великолепная лестница.
В самом начале ХХ века интересующее нас угловое место у Павла Тевкелева купил Сабирзян Шамгулов. Сложно сейчас сказать на каких условиях, но совместно с братьями Каримовыми он решил выстроить здесь огромное по меркам тех лет торговое здание наподобие ставших очень популярными к тому времени больших универсальных магазинов со специализированными отделами. Архитектура удивляла современников огромными окнами и невероятным по тогдашним представлениям внутренним объёмом.
После гражданской войны здание пустовало недолго: уже в конце 1920-х оно было отремонтировано, в нём вновь обосновалось торговое предприятие. Примерно до 1940-х годов оно не было побелено и все изыски «кирпичного стиля» с заметным «налётом» модерна были, что называется, на виду. В 1950-е универмаг официально именовался так: «Магазин универсальный Главунивермага Министерства торговли СССР». С подачи пожарных служб центральный вход в здание с закруглённого угла был закрыт, а новые широкие двери были устроены с восточного фасада. К сожалению, после проведения в 2000-е годы реконструкции из украшений осталась только парапетная решётка на крыше, здание оштукатурили и надстроили над ним ещё один этаж. Любопытное свидетельство записал историк и краевед Павел Егоров: уфимец – ветеран Великой Отечественной войны сообщил ему, что в мае 1945-го общался с американским полковником по фамилии Каримов – наследником бывших владельцев универмага.
Расположенный сразу за универмагом соседний участок, когда-то принадлежавший всё тому же Сабирзяну Шамгулову, ныне выглядит подозрительно пустым для центра города. Так получилось после сноса в 1990-х красивого, но, к сожалению, ставшего опасным для проживания двухэтажного дома. Долгое время любители старинных артефактов находили здесь посуду с российскими гербами и аптечными реквизитами. Откуда она взялась, спросите? В справочнике 1908 года по адресу Малая Казанская, 59 находим аптеку Императорского человеколюбивого общества – крупнейшей благотворительной организации царской России (главным образом по линии медицины).
В 1915 году на должность его управляющего был приглашён Александр Алексеевич Черданцев (1871–1943). Тот самый Черданцев, что в 1917-м стал председателем комитета губернского музея, а осенью 1919 г. – заведующим фармацевтической частью губернского санитарного отдела. Летом 1920-го он организовал несколько экспедиций по сбору лекарственных трав, тогда же были изданы написанные им брошюры «Лекарственные растения Уфимской губернии» и «Спорынью нужно собирать». В первые годы советской власти Черданцев принял активное участие в возрождении Губернского музея, а в 1922 – 1925 гг. заведовал художественным музеем (ныне Художественный музей имени М.В. Нестерова).
У самого «дома Черданцева» до самого конца прошлого века можно было наблюдать необычное скопление людей – они ждали идущего в Дёму автобуса № 14. Этот маршрут открыли после возведения постоянного моста через реку Дёму, а в конце 1950-х в ту же сторону, но с противоположной стороны улицы Свердлова и только до Кооперативной поляны шли автобусы 11-го маршрута. Компанию 11-му составлял тогда автобус длиннющего 6-го маршрута – «Улица Свердлова – Ново-Александровка». Тем более что 60–70 лет назад наша промышленность выпускала лишь тихоходные и неуклюжие ЗИС-155 и ЗИЛ-158 (ЛиАЗ-158), они и составляли основу автобусного парка в Уфе. С появлением быстрых «Икарусов» маршрутная сетка стала меняться, в середине 1970-х главным автобусом остановки «Свердлова» уже была легендарная бело-красная «гармошка» «Икаруса-180» маршрута 29- – экспресса, довозившего уфимцев до черниковских 8-этажек практически за полчаса. Затем здесь надолго обосновались гиганты «Икарусов» 200-й серии.
Анатолий Чечуха
(Продолжение следует)
0 лайков