Молодежь выбирает этностиль

«Советская Чувашия», г. Чебоксары, Чувашская Республика

Кажется, еще недавно в массовом сознании чувашская культура ассоциировалась с деревенскими старушками, акцентом и эстрадной музыкой, застрявшей в 80-х. Занимала она в основном специалистов-исследователей и поклонников вышивки. Сегодня национальное культурное наследие, традиции вызывают неподдельный интерес у большого числа людей.

Поколение двадцатилетних ищет ответы на вопросы «Кто я?», «Почему я такой?», «Какие качества моих далеких предков живут во мне и делают меня особенным в этом огромном мире?» А еще молодых людей волнует, как они могут обозначить и проявить свою чувашскую идентичность.

После Чувашской биеннале современного искусства появилось — будто выстрелило — поколение художников, кураторов, блогеров, глубоко и серьезно погруженных в чувашскую тему. Анастасия Сайкова, Татьяна Андреева, Анастасия Хотиновская, София Толстова, Ксения Кошелева, Софья Кумачева — этот список можно продолжать, и каждый день он пополняется новыми именами. Молодые талантливые люди проводят время в музеях и библиотеках, изучают страницы Госкаталога, достают из пыльных сундуков бабушкины платья, а из словарей — имена. Но все это не ради абстрактного знания — сокровищам, извлеченным на поверхность из культурных глубин, находится применение в городской среде. Что «новые взрослые» действительно умеют хорошо, так это использовать современные медиа — снимают кино, записывают подкасты, делают fashion-фото, которые отлично смотрятся не только в социальных сетях, но и на страницах модных журналов. А главное — они сами увлеченно живут чувашской культурой и заражают своей страстью других.

Украшения, костюмы и аксессуары с чувашским характером становятся отличительным знаком городской молодежи. Национальный колорит приобретают и разнообразные молодежные практики: появляются вечеринки в этностиле, а с ними и игры, знакомые и любимые, обретают чувашское лицо.

Художник, выпускница Чебоксарского художественного училища, участница Чувашской биеннале Татьяна (Юма) Андреева населила просторы всем известной «Мафии» персонажами из чувашской мифологии. Так и появилась игра «Вупăр» — первая современная чувашская «настолка», которая обретает все большую популярность.

«Когда я подала заявку на биеннале, — рассказывает Юма, — кураторы предложили мне подготовить что-то еще. И я подумала о том, чтобы переделать под чувашскую мифологию всем знакомую «Мафию». Много усилий для этого не потребовалось, она вышла в конце октября 2022 года. Я тогда работала в школе и, думая о своих учениках (на тот момент их было 16), сделала 16 карт и инструкцию на двух языках. На чувашском — получилась интереснее: она подробнее, с картинками, стимулирует участников читать». А спустя год появилась вторая версия — в новом дизайне, дополненная украшением и стикерами. Это был подарок подруге.

Персонажей игры Юма выбрала не случайно: «Многие люди, даже мои родители, хоть они и давно городские, верят в Вупăра. Верования живы, и я с этим не раз встречалась». Впрочем, в своем предварительном исследовании автор рассказы родных дополняет научной литературой. Любимые источники — серия книг «Чувашское народное творчество», изданная Чувашским гуманитарным институтом, и зачитанный с детства сборник «Чăваш халăх сăмахлăхĕ». «Вообще мой Вупăр не совсем такой, как в привычном понимании. В фольклоре это старуха, которая превращается в змея и идет пожирать Луну, а подкрепившись, душит людей — запивает ее человеческой энергией. Когда читала, обратила внимание, что существует несколько вариантов истории, и в одной из версий нашла практически такой сюжет, по которому сейчас проходит игра — люди собираются и пытаются Вупăра найти. Так вот, в моей адаптированной версии, именно в силу особенностей игры, Вупăр убивает человека. А согласно мифологии, он людей не убивает, а душит, лишает сил. Убивает только Вереселень. Выходит, у меня это собирательный образ на основе нескольких мифологических персонажей», — поясняет Андреева.

Еще из злых сил в игре есть Тухатмăш — женщина с дурным глазом, отнимающая здоровье (игрок, на которого она указала, не может голосовать на следующее утро). Роль Доктора выполняет Юмась, знахарь — он как бы наполовину отменяет действие злых сил и сам меньше подвержен их влиянию. Злодеи могут конкурировать между собой или поддерживать друг друга — правила игры легко менять в зависимости от размеров компании или придумывать свои, альтернативные.

Среди мирных жителей художник показывает разные этнографические группы — есть и вирьял, и анатри, и самарские чуваши. Из игровых карточек можно узнать и о разных занятиях деревенских жителей. В них сочетаются этнографическая точность (в передаче костюма) и элементы фантастики. «Изначально я хотела сделать что-то совсем современное, даже с искусственным интеллектом, — вспоминает автор. — В пробных версиях я предлагала ему описания персонажей, и в первый раз Тухатм?ш вышла у меня с тремя глазами. И я подумала, почему бы нет».

Между тем, школьники, которым предназначался первый игровой комплект, очень его полюбили, а когда карт однажды не оказалось под рукой, нарисовали их сами — с чувашскими персонажами. Каждое поколение открывает для себя настольные игры как в первый раз. И для кого-то, может быть, «Вуп?р» станет оригинальной версией известного сюжета.

Идея девушки вдохновила сотрудников Чувашского национального музея, ведь это прекрасный инструмент для рассказа о народной культуре. Теперь «Вупăр» стоит на полках сувенирных витрин во всех филиалах. И здесь же в игру можно поиграть — прийти и весело провести время с друзьями, например. А для тех, у кого нет подходящей компании, сотрудники организуют сборные встречи.

Ну а Юма не останавливается на достигнутом, в планах — «бродилка» по мотивам приключений Улыпа: ждем, что к следующей биеннале она появится.

Мария Готлиб

0 лайков