Папа может всё, что угодно

«Тихоокеанская звезда», г. Хабаровск, Хабаровский край

Папа — самый благородный титул, который может быть дан человеку. Это больше, чем биологическая роль. Отец — это лидер, образец, доверенное лицо, учитель, герой, друг… Так считает доктор педагогических наук, профессор Людмила Коломийченко.

Фото: toz.su

Женщина по своей природе всегда знает, как быть матерью. На врожденном, безусловном уровне она обладает способностью заботиться о своем потомстве. Работа этого механизма обеспечивается материнским инстинктом. С мужчинами все иначе. Переход к активной воспитательной и образовательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребенка.

Они не умеют быть отцами от природы — им приходится этому учиться. Отцовство возникло благодаря культуре, оно не является врожденным. И тут важны родительская мотивация и осознанный подход к созданию семьи. Вклад обоих родителей в воспитание детей имеет огромное значение, и у отца есть свои функции, которые может выполнить только он.

Не только добытчик

Существует ошибочный стереотип о том, что мужчина должен заниматься исключительно материальным обеспечением своей семьи. Быть все время на работе, и это хорошо. Но отец не должен самоустраняться от воспитательного процесса. Его участие в жизни, взрослении и становлении ребенка трудно переоценить.

Несмотря на бурные изменения последних лет во всех сферах жизни, и во взаимоотношениях мужчины и женщины в том числе, полная семья все еще остается идеальным вариантом для рождения и воспитания детей.

Отсутствие отца — это так или иначе утрата для эмоционального развития ребенка любого возраста. Наличие обоих родителей чрезвычайно важно, и роль отца в транслировании и передаче детям семейных ценностей не менее значима, чем роль матери. При разводе ребенок испытывает эмоциональную депривацию, которая может привести к отставанию в развитии разных психических функций.

Мужчина в семье отвечает за отношения с внешним миром и показывает ребенку, как нужно коммуницировать и выстраивать контакты с окружающей действительностью.

Современный мир скорее враждебен по отношению к человеку, поэтому, если отец не обеспечит своим детям позитивную социализацию и эмоциональное благополучие, они будут испытывать постоянную тревожность. А отсутствие чувства безопасности негативно сказывается на личностном развитии.

Вовлеченность отца в отношения с ребенком, его эмоциональная отзывчивость и доступность благотворно сказываются на развитии детских когнитивных свойств. Это связано с тем, что папы обычно не сюсюкают с маленькими детьми, разговаривают с ними на взрослом языке, чем стимулируют формирование речи ребенка и расширение его словарного запаса.

На физическое развитие и моторику ребенка влияет его активное взаимодействие с отцом. Более «грубые», чем у матери, игры, силовая возня, подбрасывания способствуют сенсорной стимуляции и освоению навыков ориентирования в пространстве.

Образец для подражания

Мальчик, воспитывающийся только матерью, имеет перед глазами лишь одну поведенческую модель. Она может быть разной, в зависимости от характера и темперамента и ребенка, и матери, но образец мужского поведения мальчик будет черпать извне (фильмы, книги и т. п.).

При наличии отца ребенок действует с опорой на отцовские, переданные ему знания и нормы. Он будет использовать и применять именно те методы, которые заданы отцом.

Вопреки расхожему мнению, папа нужен не только сыну, но и дочери. В дошкольном возрасте идет не только процесс полоролевой идентификации, когда мальчик отождествляет себя с представителем своего, мужского, пола, но и запускается механизм половой дифференциации, то есть отделения себя от представителя противоположного пола, у девочек.

Взаимоотношения между родителями воспринимаются детьми (дошкольного возраста) напрямую как руководство к действию. Воспитателям детских садов нет необходимости посещать семью того или иного ребенка с целью узнать, какая атмосфера царит у него в доме, потому что дети воспроизводят в сюжетно-ролевых играх все то, что видят на примере общения своих мам и пап.

Ответственность за передачу модели семейного устройства лежит не только на матери, но и на отце. Именно в семье дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, их родительских ролях и обязанностях, о семейных проблемах и способах их разрешения.

Воспитатель самосознания

Основы гражданской идентичности закладываются у детей в дошкольном возрасте. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописано, что воспитатели и педагоги должны сформировать у ребенка основы духовно-нравственных ценностей. Конечно, транслятором этих ценностей являются родители. В семье, где отец играет главенствующую роль, у детей формируются первые зачатки патриотизма.

В дошкольном возрасте на примере своего отца-защитника малыши учатся любить свою семью, заботиться и оберегать всех ее членов. Готовя ребенка к жизни в социуме, отец знакомит его с гражданскими навыками и передает знания и умения, определяющие взгляд на жизнь и систему государственности.

Патриотическое воспитание начинается в семье. Отец выступает первоначально как защитник семьи, оберегающий семейные реликвии и традиции. Он передает их ребенку для того, чтобы донести до него те смыслы, которые существуют в жизни семьи и являются определяющими в духовно-нравственном воспитании.

Памятка для пап

Быть грамотными по отношению к своим детям — это знать особенности их развития, понимать, что ребенок капризничает не потому, что хочет досадить, а исключительно потому, что таковы особенности его психического развития.

В данный период он капризничает и, естественно, может быть не совсем понятен отцу не потому, что этому его не научили, а потому, что он до этого еще не дозрел.

Попытаться понять своего ребенка — это просто быть рядом с ним. Быть значимым для него — гарантия того, что ребенок будет успешным, потому что будет чувствовать поддержку своей семьи, понимать, что в нем заинтересованы родители и прежде всего отец как глава семьи.

И. Дмитриев

0 лайков