«Тихоокеанская звезда», г. Хабаровск, Хабаровский край
Папа — самый благородный титул, который может быть дан человеку. Это больше, чем биологическая роль. Отец — это лидер, образец, доверенное лицо, учитель, герой, друг… Так считает доктор педагогических наук, профессор Людмила Коломийченко.
Женщина по своей природе всегда знает, как быть матерью. На врожденном, безусловном уровне она обладает способностью заботиться о своем потомстве. Работа этого механизма обеспечивается материнским инстинктом. С мужчинами все иначе. Переход к активной воспитательной и образовательной деятельности у мужчин не связан автоматически с рождением ребенка.
Они не умеют быть отцами от природы — им приходится этому учиться. Отцовство возникло благодаря культуре, оно не является врожденным. И тут важны родительская мотивация и осознанный подход к созданию семьи. Вклад обоих родителей в воспитание детей имеет огромное значение, и у отца есть свои функции, которые может выполнить только он.
Не только добытчик
Существует ошибочный стереотип о том, что мужчина должен заниматься исключительно материальным обеспечением своей семьи. Быть все время на работе, и это хорошо. Но отец не должен самоустраняться от воспитательного процесса. Его участие в жизни, взрослении и становлении ребенка трудно переоценить.
Несмотря на бурные изменения последних лет во всех сферах жизни, и во взаимоотношениях мужчины и женщины в том числе, полная семья все еще остается идеальным вариантом для рождения и воспитания детей.
Отсутствие отца — это так или иначе утрата для эмоционального развития ребенка любого возраста. Наличие обоих родителей чрезвычайно важно, и роль отца в транслировании и передаче детям семейных ценностей не менее значима, чем роль матери. При разводе ребенок испытывает эмоциональную депривацию, которая может привести к отставанию в развитии разных психических функций.
Мужчина в семье отвечает за отношения с внешним миром и показывает ребенку, как нужно коммуницировать и выстраивать контакты с окружающей действительностью.
Современный мир скорее враждебен по отношению к человеку, поэтому, если отец не обеспечит своим детям позитивную социализацию и эмоциональное благополучие, они будут испытывать постоянную тревожность. А отсутствие чувства безопасности негативно сказывается на личностном развитии.
Вовлеченность отца в отношения с ребенком, его эмоциональная отзывчивость и доступность благотворно сказываются на развитии детских когнитивных свойств. Это связано с тем, что папы обычно не сюсюкают с маленькими детьми, разговаривают с ними на взрослом языке, чем стимулируют формирование речи ребенка и расширение его словарного запаса.
На физическое развитие и моторику ребенка влияет его активное взаимодействие с отцом. Более «грубые», чем у матери, игры, силовая возня, подбрасывания способствуют сенсорной стимуляции и освоению навыков ориентирования в пространстве.
Образец для подражания
Мальчик, воспитывающийся только матерью, имеет перед глазами лишь одну поведенческую модель. Она может быть разной, в зависимости от характера и темперамента и ребенка, и матери, но образец мужского поведения мальчик будет черпать извне (фильмы, книги и т. п.).
При наличии отца ребенок действует с опорой на отцовские, переданные ему знания и нормы. Он будет использовать и применять именно те методы, которые заданы отцом.
Вопреки расхожему мнению, папа нужен не только сыну, но и дочери. В дошкольном возрасте идет не только процесс полоролевой идентификации, когда мальчик отождествляет себя с представителем своего, мужского, пола, но и запускается механизм половой дифференциации, то есть отделения себя от представителя противоположного пола, у девочек.
Взаимоотношения между родителями воспринимаются детьми (дошкольного возраста) напрямую как руководство к действию. Воспитателям детских садов нет необходимости посещать семью того или иного ребенка с целью узнать, какая атмосфера царит у него в доме, потому что дети воспроизводят в сюжетно-ролевых играх все то, что видят на примере общения своих мам и пап.
Ответственность за передачу модели семейного устройства лежит не только на матери, но и на отце. Именно в семье дети получают представление о полноценных взаимоотношениях мужчины и женщины, их родительских ролях и обязанностях, о семейных проблемах и способах их разрешения.
Воспитатель самосознания
Основы гражданской идентичности закладываются у детей в дошкольном возрасте. В Федеральном государственном образовательном стандарте прописано, что воспитатели и педагоги должны сформировать у ребенка основы духовно-нравственных ценностей. Конечно, транслятором этих ценностей являются родители. В семье, где отец играет главенствующую роль, у детей формируются первые зачатки патриотизма.
В дошкольном возрасте на примере своего отца-защитника малыши учатся любить свою семью, заботиться и оберегать всех ее членов. Готовя ребенка к жизни в социуме, отец знакомит его с гражданскими навыками и передает знания и умения, определяющие взгляд на жизнь и систему государственности.
Патриотическое воспитание начинается в семье. Отец выступает первоначально как защитник семьи, оберегающий семейные реликвии и традиции. Он передает их ребенку для того, чтобы донести до него те смыслы, которые существуют в жизни семьи и являются определяющими в духовно-нравственном воспитании.
Памятка для пап
Быть грамотными по отношению к своим детям — это знать особенности их развития, понимать, что ребенок капризничает не потому, что хочет досадить, а исключительно потому, что таковы особенности его психического развития.
В данный период он капризничает и, естественно, может быть не совсем понятен отцу не потому, что этому его не научили, а потому, что он до этого еще не дозрел.
Попытаться понять своего ребенка — это просто быть рядом с ним. Быть значимым для него — гарантия того, что ребенок будет успешным, потому что будет чувствовать поддержку своей семьи, понимать, что в нем заинтересованы родители и прежде всего отец как глава семьи.
И. Дмитриев
0 лайков