Освещение достижений отечественной промышленности и науки в СМИ обсудили в Петербургском Доме журналиста

«Новости Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург

Фото предоставлено организаторами мероприятия.

В Доме журналиста состоялось заключительное заседание дискуссионного клуба «ДК Невский 70» в рамках проекта «Санкт-Петербург: наука и промышленность» по гранту Фонда президентских грантов. На сей раз в центре внимания экспертов оказалась тема освещения достижений отечественной промышленности и науки в СМИ.

Эксперты отметили, что промышленность Петербурга — не то, чем живо интересуется среднестатистический читатель. Сопредседатель петербургской коллегии Большого жюри Союза журналистов России Юрий Светов уверен, что во многом и поэтому работа на заводе стала несколько десятилетий назад как бы признаком жизненной неудачи. Светов составляет справочник «Кто есть кто в Петербурге», поэтому отслеживает сведения о госнаградах. Новость, что наградили такого-то артиста, разлетится по всем СМИ. Награждение директора предприятия, конструктора, инженера, рабочего — вряд ли будет замечено.

При этом бюджет города в этом году превысил планку в 1 трлн рублей и существенный вклад в доходную часть бюджета вносит реальный сектор экономики, особенно промышленность и наука, говорит президент Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге Александр Ходачек.

«Петербург традиционно был центром инноваций. Цикл «исследование -разработки — внедрение» всегда был характерен для ленинградских, а потом петербургских предприятий. Сейчас большое внимание уделяется ранней специализации. Около 40 школ получили оборудование на научно-технические лаборатории, и за этим стоят конкретные предприятия, научно-исследовательские и проектные организации. Увеличивается количество предприятий, которые создают в вузах свои базовые кафедры, приглашают на практику, создают лаборатории, где студенты занимаются проектной деятельностью уже со второго курса», - отмечает ученый.

Промышленную политику города до 2025 года регулирует документ «Промышленная политика Санкт-Петербурга», включенный в Стратегию социально-экономического развития Петербурга.

«Но бизнесу приходится переводить подобные документы «с чиновничьего на русский», - признает вице-президент союза «Санкт-Петербургская Торгово-промышленная палата» Екатерина Лебедева.

Переводить формальные документы «на русский», популяризировать их — достойное занятие для СМИ, но в городской прессе подобных рубрик практически нет.

«В Петербурге почти не осталось узкопрофильных изданий. Поэтому научному и бизнес-сообществу приходится ориентироваться на потребности читателей универсальных изданий. Мы пишем те материалы, которые способен осилить среднестатистический читатель. Из вала новостей, которые готовы предложить журналистам бизнес и научное сообщество, редакция выберет самую хайповую тему», — говорит председатель петербургского Совета по печатным СМИ, директор Северо-Западного филиала «Российской газеты» Анжелика Гурская.

Еще одна проблема в том, что и «среднестатистический журналист» теперь во многом универсал: сегодня пишет о балете, завтра о газовых турбинах, послезавтра про научное открытие. У него нет возможности постоянно наращивать тот необходимый пласт информации, который делает из него специалиста в конкретной теме.

По словам заведующего НИО экспериментальной медицинской вирусологии, молекулярной генетики и биобанкинга Института детских  инфекций Олега Глотова, есть достижения и специалисты, готовые о них рассказать, но не всегда хватает журналистов, способных это корректно и компетентно транслировать. Впрочем, в СПбГУ открылась магистратура «Научно-популярная журналистика». Конкурс очень высокий, говорит директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ Анатолий Пую. По его словам, еще несколько лет назад диплом журналиста в стране получали 27 тысяч человек в год в 254 вузах. Сейчас вузов, дающих такой диплом, осталось чуть больше полутора сотен.

«Потому что теперь компетенции нужны такие, которым способен научить не любой вуз», — подчеркивает Анатолий Пую.

Анжелика Гурская уверена, что на освещение промышленных и научных тем должен быть госзаказ и такие материалы обязательно должны появляться в СМИ.

«Это могла бы быть определенная информационная политика города», - добавляет Александр Ходачек.

Александра Шеромова

0 лайков