Русское купечество: от парсуны к дагерротипу

«Тульский молодой коммунар», г. Тула, Тульская область

В тульском филиале Государственного исторического музея открылась новая выставка, посвящённая яркому и самобытному явлению в русской живописи — купеческому портрету.

Смотри в оба

На выставке представлено около 50 полотен, а также монеты и бумажные деньги, орденские знаки и медали, костюмы и аксессуары, ювелирные украшения и бижутерия. Экспозиция рассказывает не только о развитии жанра «купеческий портрет» с конца XVIII до начала XX века, но и о самом русском купечестве, о том, как со становлением этого сословия менялся уклад жизни его представителей, их мировоззрение, привычки и хобби.

Первые русские купцы, происходившие из крестьян, еще не забыли о своих корнях. Их семьи были патриархальными, очень религиозными: в этой среде были распространены традиции допетровской эпохи.

Первые провинциальные купеческие портреты создавались для семейных галерей, они были близки к парсуне XVII века, которая, в свою очередь, стилистически была связана с иконописью.

— Среди авторов этих портретов было немало иконописцев,— рассказывает экскурсовод тульского филиала ГИМ Дарья Тамуркина.— Они писали иконы и параллельно брали частные заказы. Большинство этих художников так и остались неизвестными, так как обычно не подписывали свои работы — из скромности…

При этом многие из них были удивительно талантливыми живописцами. На выставке демонстрируется несколько работ, изображающих представителей торопецкого купечества (г. Торопец, Псковская губерния). Среди экспонатов выставки — поистине уникальное полотно конца XVIII века: торопецкая свадьба.

— Картину передал в фонды исторического музея в конце XIX века историк Веневитинов,— поясняет Дарья.— Она вызвала массу вопросов у музейщиков, поэтому Веневитинов вновь встретился с человеком, который продал ему полотно, и выяснил: автор запечатлел традиционный для торопецкого купечества обряд смотрин…

В чем смысл этого обряда? Перед свадьбой за сладким столом собирают невесту с подружками, чтобы жених на них посмотрел и окончательно удостоверился: он выбрал именно ту девушку. На полотне изображена невеста, рядом — девочка-подневестница. А еще несколько девушек в кокошниках, с веерами и платочками, что любопытно: платочек — аксессуар традиционный, а вот веер — веяние европейской моды. Лица девушек закрыты, невеста и женщины из семьи жениха на заднем плане смотрят на происходящее одним глазом, и только жених (кстати, одетый по-европейски) и сваха глядят, что называется, в оба…

Французское с нижегородским

В экспозиции можно увидеть еще несколько работ торопецких художников. По портретам легко составить представление о том, как выглядел типичный костюм представительниц купечества. Один из знаковых элементов — расшитый жемчугами и бисером кокошник с «шишечками», или так называемый «каблучок», под который замужние женщины прятали волосы. Точно такие же кокошники демонстрируются в витрине — они очень дорого стоили, до 7 тысяч рублей, что по тем временам было настоящим состоянием. К слову, жемчуг купчихи, жившие в конце XVIII — начале XIX века, очень любили, носили жемчужные бусы в несколько нитей.

В отдельной витрине демонстрируются косники — это еще один характерный аксессуар той эпохи. Косниками девушки из купеческих семей украшали свои косы. По традиции, перед тем как выйти замуж, косник надо было снять и подарить младшей сестренке…

Русское купечество постепенно европеизировалось, и это отражалось на стиле жизни представителей сословия. На семейных портретах появляются дамы в модных платьях, уже с декольте, но в платках и так же увешанные жемчугами. Та самая смесь «французского с нижегородским». Дети часто изображаются с книгами, и это не случайно: купцы последовательно вкладывались в образование своих чад, надеясь, что они продолжат их дело.

Кроме того, это был способ преодолеть комплексы: купечество десятилетиями имело более низкий статус, нежели дворянство. Впрочем, особо отличившиеся купцы, чей вклад в общественную и государственную жизнь отмечался высокими наградами, получали дворянство. На мужских купеческих портретах мы видим господ, с гордостью демонстрирующих ордена и другие атрибуты нового положения. Среди их авторов — уже не только неизвестные художники, два из представленных полотен написаны основателем московской школы живописи Василием Тропининым.

Абрикосов, Бахрушин, Баташёв

Еще одна интереснейшая тема, связанная с образом жизни русского купечества,— рукоделие, которым обязательно занимались женщины этого сословия. В основном вышиванием, но не только.

А еще среди них были довольно успешные предпринимательницы.

— В начале XIX века, после того, как Наполеон привез во Францию кашмирские шали, мода на этот дамский аксессуар охватила всю Европу,— отмечает Дарья Тамуркина.— Они стоили очень дорого. И тогда нижегородская купчиха Надежда Аполлоновна Мерлина открыла в своем имении производство шалей, обучив крестьянских девушек. Шали с изумительным двусторонним узором ткались вручную, над одним изделием две крестьянки работали полтора года. Цена мерлинских шалей доходила до 12 тысяч рублей за штуку. На выставке можно увидеть фрагменты этих шедевров ручного ткачества…

Во второй половине XIX — начале XX века купеческие портреты почти не отличаются от дворянских. Заказчики всё чаще обращаются к самым знаменитым художникам своей эпохи. В зале помещены работы Василия Перова, Константина Маковского, Валентина Серова. На полотнах представлены известнейшие предприниматели и меценаты — А. И. Абрикосов, братья Бахрушины, П. М. Рябушинский и другие. Тульское музейное объединение предоставило для этого зала портрет владельца крупнейшей тульской самоварной фабрики А. С. Баташёва.

Выставка дополнена видеорядом: на экране — электронные копии дагерротипов и фотографий. Купцы Российской империи, стремясь запечатлеть свой образ на память и в назидание потомкам, не пренебрегали техническими новинками…

Ирина Скибинская

0 лайков