Зачем в век цифровизации развивать печатную отрасль?

«Казанские ведомости», г. Казань, Республика Татарстан

В чем сильные и слабые стороны цифровизации? Готовы ли печатные газеты, журналы принять вызов времени и доказать, что их рано хоронить? Реально ли сегодня печатным изданиям увеличивать свои тиражи?

Эти и другие вопросы обсуждались на заседании круглого стола «Бумага» и «цифра»: союз и противоречие», который состоялся в Рязани в рамках межрегионального фестиваля национальной книги «Читающий мир». На мероприятии присутствовали представители средств массовой информации, государственных структур, творческих союзов, книготорговли, библиотек, распространители печати, студенты кафедры литературы и журналистики Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина. На круглом столе в формате онлайн выступила главный редактор «Казанских ведомостей» Венера Якупова.

Инициатор акции «Даешь союз «бумаги» и «цифры»!» Венера Якупова в формате онлайн рассказывает рязанским коллегам о задачах акции. Фото: Фарит Муратов

Газеты, журналы, книги — вчерашний день?

Галина Зайцева, председатель Рязанского регионального отделения Союза журналистов России, член рабочей группы при Минцифры РФ по вопросам развития региональных печатных СМИ:

— Есть мнение, что печатные газеты, журналы, книги — вчерашний день. Им на замену придут книги электронные. Да, сейчас «цифра» в чем-то берет верх. Для этого есть много причин — объективных и субъективных.

Мы пригласили на заседание нашего круглого стола главного редактора газеты «Казанские ведомости» Венеру Якупову. Венера Абдулловна является инициатором акции «Даешь союз «бумаги» и «цифры»!». Она предложила коллегам на своих площадках обсудить актуальные вопросы для издателей СМИ, полиграфистов, распространителей печатной продукции, почты и других структур. Акцию Ассоциации издателей и распространителей печатной продукции Республики Татарстан поддержали другие регионы. Мы тоже решили не оставаться в стороне.

Венера Якупова, главный редактор газеты «Казанские ведомости», президент Ассоциации издателей и распространителей печатной продукции РТ:

— В мире происходят глобальные изменения, которые касаются всей печатной отрасли страны. Нам надо принять этот вызов времени, повысить свою конкурентоспособность,  востребованность в обществе.

Цифровизация идет бурными темпами, а печатная отрасль переживает глубокий кризис. В чем это выражается? На наш взгляд, россияне не стали меньше читать, просто чтение стало менее доступно. Во-первых, выросли цены на периодические издания и книги, что привело к падению тиражей и уменьшению читателей газет, журналов, книг. Во-вторых, у людей нет возможности покупать печатную продукцию в шаговой доступности от дома, места работы. В России появились населенные пункты, где вообще нет ни киосков прессы, ни почтовых отделений.

Практика показывает, что чиновничий аппарат не понимает ценности и значимости печатных СМИ для настоящего и будущего России. Сегодня, в условиях беспрецедентного давления и санкций на нашу страну со стороны Запада, именно печатная отрасль могла бы играть важную роль в обеспечении информационной безопасности России. Почему? Потому что в печатной прессе в основном работают профессионалы своего дела, люди, понимающие свою ответственность перед аудиторией за каждое написанное слово да и просто умеющие грамотно писать и излагать свои мысли, чего нельзя сказать о многих участниках информационного процесса в интернет-пространстве. Как показала пандемия, печатная пресса до сих пор является зоной доверия для большой части россиян.

Читатели, издатели, распространители — мы все плывем в одной лодке

Венера Якупова:

— За полтора года работы нашей ассоциации мы в формате круглых столов обсудили проблемы распространения печатных газет, журналов, написали множество обращений от имени членов ассоциации в разные структуры власти, но не везде были услышаны. Однако есть хорошие новости для тех, кто пойдет по нашим следам. 3 июня 2021 года правительство Татарстана утвердило план мероприятий (дорожную карту) по поддержке и развитию в республике системы распространения печатной продукции с использованием нестандартных торговых объектов на 2021 — 2025 годы. Дорожная карта разработана Республиканским агентством по печати и массовым коммуникациям «Татмедиа» и Министерством промышленности и торговли РТ. Но это всего лишь начало огромной работы. Ассоциацией и «Казанскими ведомостями» была придумана акция «Даешь союз «бумаги» и «цифры»!», которую поддержал Союз журналистов РТ и АО «Татмедиа». Смысл акции — создание цивилизованных условий для читателей, издателей, распространителей газет, журналов, книг. Мы все плывем в одной лодке, поэтому проблемы должны решать сообща.

Нам необходима поддержка на государственном уровне. Это в первую очередь различные льготы и преференции для всех участников печатной отрасли. Такие примеры есть в стране. Например, в Ленинградской, Белгородской областях и Чеченской Республике нулевая арендная ставка для киосков и павильонов печати. В Липецке и Воронеже она минимальная: в Липецке — 12 рублей за квадратный метр, в Воронеже — 30 рублей. К тому же в Воронеже власть на 50% субсидирует строительство новых мультимедийных павильонов прессы — в них широкой спектр услуг и для горожан, и для туристов. Такие павильоны — точка притяжения для людей, для нас — это еще одна точка контакта с читателями и покупателями, а для власти — одна из самых эффективных форм взаимодействия с населением.

Бумага — самый надежный способ хранения информации

Иван Ушаков, заместитель министра по делам территорий и информационной политики Рязанской области, член правления регионального отделения Союза журналистов России:

— Не вижу антагонистических противоречий между книгой электронной и бумажной, хотя они очень разные, а разница эта всем очевидна.

Преимущества электронной книги: она удобна, интерактивна. Но техника может отказать в любой момент, электричество, интернет могут отключиться. Удобно? Нет. А бумажная книга не зависит от техники. Она не ломается, не отключается, ее невозможно одним нажатием на клавишу уничтожить навсегда, отправив в «Корзину». Да и с хранением информации в электронном виде могут возникнуть проблемы, например, флешка может сломаться, да и выходит из строя она с течением времени. Поэтому говорил и говорю: бумага — самый надежный способ хранения информации.

Но если рассуждать о состязании печатной и электронной прессы, я в этом соревновании на печатную прессу не поставил бы ни копейки. Объясню почему. Потому что ежедневная информация на электронных носителях появляется намного оперативнее, читать ее в таком формате намного удобнее. По крайней мере, для меня.

Галина Зайцева:

— Конечно, под влиянием времени печатная пресса будет трансформироваться. Она перестанет быть носителем новостей, оперативной информации. Печатная пресса станет собеседником, советчиком для своих читателей. У печатных и электронных СМИ будут свои функции и задачи.

Наталья Гришина, директор Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького, председатель Общественной палаты Рязанской области:

— Тема очень актуальная. Мы можем потерять колоссальный пласт культурного наследия, в том числе и современного периода. Невозможно не признать, что документы, архивы, книжные памятники в бумажном формате фиксируют и сохраняют наш сегодняшний день, новейшую историю для будущих поколений, и помогают обезопасить нас от потери культурной, национальной идентичности.

Как библиотекарь могу сказать, что мы работаем над обязательной передачей в библиотеки по одному экземпляру всех газет, журналов, книг, выходящих сегодня в России. Муниципальные библиотеки не имеют возможности закупать периодику в полном объеме. Без финансовых вливаний эту задачу решить невозможно. Поэтому обращаюсь ко всем издателям: передавайте в библиотеки, архивы по одному экземпляру своей продукции для вечного хранения. Это очень важно.

Рекламодатели предпочитают бумажный формат

Ольга Воронова, член Общественной палаты России от Рязанской области, профессор кафедры литературы и журналистики Рязанского государственного университета имени С.А.Есенина, доктор филологических наук, член Союза журналистов и Союза писателей России:

— Безусловно, между «цифрой» и «бумагой» должно быть не противостояние, а сосуществование. Причем сосуществование мирное. Книга не исчезнет никогда, и технический прогресс не остановить, поэтому надо стремиться к тому, чтобы цифровые технологии и бумажные книги не исключали, а дополняли друг друга.

Часто вспоминаю одну историю. В конце 90-х годов побывала в Иоанно-Богословском монастыре. Тогда компьютеры были далеко не в каждой организации, а верующие люди считали интернет хитрым «орудием дьявола», которое принесет человечеству много бед. Отчасти эти опасения оказались оправданы. Поэтому я очень удивилась, когда в келье монастыря увидела компьютер. Осмелилась задать вопрос: как люди, посвятившие себя служению Богу, воспринимают появление в жизни компьютера? И услышала мудрый ответ: существует три вида бытия слова — сначала оно было устным, потом печатным, а сейчас слово электронное. Главное, какое содержание оно несет людям.

Юрий Фукс, главный редактор издательства «Пресса», член правления регионального отделения Союза журналистов РФ:

— Каждое издание предпринимает определенные меры, чтобы повысить свой тираж. Безусловно, даже в таких сложных условиях тираж бумажных газет, журналов мог бы быть выше, если бы почта работала лучше. Это до сих пор остается проблемой.

В соцсетях, на сайтах электронных версий изданий подписчиков бывает больше.

Было бы хорошо, если бы количество подписчиков на сайтах каким-то образом монетизировалось. А пока это не приносит издателям и редакциям прибыли, потому что рекламы мало. Рекламодатели все-таки предпочитают бумажные форматы газет и журналов — там реклама оказывается более эффективной.

Венера Якупова:

— Да, необходимы решения, поддерживающие институт подписки в нашей стране. Например, в Латвии ежегодно тратят 5 миллионов евро на доставку по подписке газет и журналов сельскому населению. В США 80% тиражей газет и журналов — это подписка, которую существенно дотирует государство. Кстати, на форуме «Сообщество», который недавно состоялся в Казани, прозвучала следующая цифра: США потратили уже 4 миллиона долларов на информационную борьбу с Россией.

Книгу необходимо сделать доступной по цене

Светлана Платова, директор сети книжных магазинов «Книжный Барс», член экспертного совета при Минцифры РФ по книгоизданию:

— По статистике, в России в 2021 году совокупный оборот книжной отрасли приблизился к доковидному 2019 году и составил 94,8 миллиарда рублей. Из них 84,4 миллиарда приходится на бумажные книги. То есть доля электронных книг совсем небольшая. Основные продажи печатных изданий приходятся на книжные магазины, а это значит, что стационарные книжные магазины очень востребованы.

А что происходит в 2022 году? Под санкции попали все виды картона, бумаги, компьютерные графические программы, многие другие продукты, необходимые для издания книг. Вот тут мы попались! Отрасль перенастраивается, но тем не менее проблемы пока остаются. Издатели столкнулись с нехваткой полиграфических мощностей. На фоне подорожания полиграфических услуг стоимость печатной продукции выросла примерно на 30 — 50%. С этим ничего не поделаешь.

Книгу необходимо сделать доступной по цене. Это должна быть серьезная государственная программа. Книгоиздание — важное государственное дело, которое нельзя пускать на самотек. А на данный момент у нас самый высокий в Европе НДС для книгоиздателей. Во Франции, многих других странах НДС составляет 0. Даже на Украине — 0. А у нас 10 — 20%. Чтобы исправить ситуацию, надо признать книгоиздание, распространение книг, газет, журналов социально значимой отраслью, а книги, печатные издания — социально значимым продуктом со всеми вытекающими отсюда преференциями, льготным налогообложением и другими мерами поддержки.

Ольга Иванычева

0 лайков