Людей заменят роботы?

«Уфимские ведомости», г. Уфа, Республика Башкортостан

«Китайскому инженеру надоело искать жену, и он создал себе жену-робота, а недавно состоялась церемония их бракосочетания». Нет, это не цитата из книги фантаста, а реальность и новость взята из свежей китайской прессы. Может, и правда человека может заменить умная машина? В Уфимском государственном татарском театре «Нур» решили порассуждать над этим вопросом и поставили спектакль «Жена в кредит». Главный режиссер театра, народный артист Республики Башкортостан Азат Зиганшин рассказал о своем новом проекте.

— Как родилась идея?

— Мы сейчас живем в «прикольном» мире, и захотелось поднять проблему через эту ситуацию, через комедию и иронию. Пьеса заказная. Я обратился с просьбой написать ее к  популярному писателю и человеку с большой буквы Айгизу Баймухаметову. Предложил ему идею и даже  не ожидал, что он так быстро схватит мысль.

— В чем, на ваш взгляд, суть проблемы?

— Человечество сходит с ума, происходит пресыщение. Homo sapiens всегда чего-то не хватает. А по сути, в этой маленькой короткой жизни ничего особенного не нужно – есть кров, есть любимый человек… Но есть «золотая рыбка». К чему приводят постоянные неуемные желания? Мы это видим  на примере Европы с ее толерантностью, распущенностью людей. Есть вещи, которые для меня неприемлемы. Как бы меня ни убеждали, что на дворе XXI век, но мужчина должен оставаться мужчиной, женщина — женщиной. Что же  сейчас творится? Однополые браки, дошло до того, что детей берут напрокат, мужа или жену — на временное пользование, на неделю. Вот такие вещи. А вместе с этими «ценностями цивилизации» мы теряем наш облик, человеческие понятия, истины, не слышим и не видим друг друга.

— И кое-кто даже заказывает для развлечения резиновые куклы? Спектакль начинается с того, что главный персонаж покупает в кредит жену-робота?

—   Да. У него не хватает  денег, и он даже берет для этого кредит. Как-то прочитал про мужчину, который заказал себе женщину- робота, даже женился и ходит с этой механической куклой в ресторан, что-то покупает ей. И он счастлив! И это демонстрируется как норма. Страшно! Не туда человечество идет, тупиковая ситуация, апокалипсис.

— И будущее нашей планеты представляется не таким радужным…

— Потому что заслужили! Забыли о духовности, о Боге. Веру превратили в моду, тоже страшная вещь. Проблема существует, она трагична, и она нас уничтожает. Роботы, нанотехнологии отнюдь не так безопасны для нас. Человек уже не нужен, он теряет  работу, ему ведь нужно платить зарплату, бывает, что он болеет… Роботы же будут намного дешевле. В связи с этим человеческая суть, божье создание исчезает. Наше духовное развитие остановилось, мы не туда пошли.

— Спектакль поднимает сложные вопросы, и он поставлен в жанре комедии…

— Это непростой жанр, тонкий. Я люблю умные комедии. И в режиссере, и в актерах должна быть ирония над обстоятельствами, в которых мы живем, с которыми сталкиваемся. Нужно не злиться, не ругаться, а иронизировать. К примеру, комедия «Не смейтесь, я умираю» — трагичная история. Люди жизнь вместе прожили, прошли все перипетии, и остались друг с другом. Это дорогого стоит, во-первых, это верность не перед человеком, с кем ты живешь, а перед Богом. Мы легко отказываемся от союза, когда становится чуть сложнее, так ведь легче. Да и слышим со всех сторон: « Что мучаетесь? Устали -  разбежались». И, посмотрите, что сейчас происходит: много семей рушится. Это абсурдная ситуация, так не должно быть, так неправильно. Есть честь, совесть… Есть вещи, которые я не могу объяснить, но они существуют. Мы за все в ответе перед Богом. Поэтому, чтобы там ни было, надо работать. Что такое союз двух людей? Это каждый день нужно выстраивать взаимоотношения, каждый раз что-то в себе менять, не лениться,   быть ответственным.

— В каждом вашем спектакле – большой философский план. Но «прочитывает» ли его зритель?

— Никогда не думаю об этом. Кому надо — увидит. Каждый человек проходит свое развитие. Сознание может воспринимать данную информацию, а может, нет, но если человек пришел на наш спектакль, он уже встал на одну ступень выше. Даже если что-то разум пока не воспринял, душа сделала эту работу.

— Не в этом ли заключается режиссерский талант – затронуть спектаклем зрительское сердце?

— Я много раз сталкивался с этим феноменом. Есть постановка по пьесе Флорида Булякова: на сцене два актера больше часа ведут диалог, больше ничего не происходит. И этот спектакль зрители смотрят в полной тишине, а в конце — овации. Спектакль представляли в Москве, и он взял Гран-при в престижном конкурсе. Кто-то из театрального руководства тревожился – поймут ли зрители, там же в действии ничего особенного нет. Даже я волновался. А зрители все поняли! В литературе есть такое понятие – катарсис, сильные переживания, через которые идет очищение души человека. Вот это — тот случай.

— То есть вы ставите спектакли  в расчете на думающего зрителя?

— Только так. В каждом человеке есть и мудрость, и душа. Через такие спектакли человек учится нырять в свою глубину. Альберт Камю словами своего героя сказал: думающий человек — это революционер. Это очень точно. Через искусство человек начинает шире думать, самоопределяться.

Лилия Зимина

0 лайков