«Такое ощущение, что мы дома»: как семья математиков из ЕАО стала земскими учителями в Приамурье

«Амурская правда», г. Благовещенск, Амурская область

Два учителя математики приехали в этом году из Еврейской автономии в Амурскую область по федеральной программе «Земский учитель». Молодые педагоги влюблены не только в свое дело, но и в друг друга. Ирина и Александр Амелюхины — семейная пара. Ирина устроилась по специальности в школу Прогресса, а Александр отправился учить детей математике, информатике и физике в село Безозерное Бурейского округа. Почему учителя из ЕАО решили стать земскими и выбрали для переезда именно Приамурье, как молодая пара обрела любовь и справляется теперь с расстоянием, что думают математики из соседнего региона об амурских подростках — в День учителя «Амурская правда» делится историей двух увлеченных своей профессией педагогов.

«С учениками стараюсь выстраивать дружеские отношения»

15 лет назад юная и тогда совсем еще неопытная Ира окончила Дальневосточную государственную социально-гуманитарную академию в Биробиджане. Получив диплом учителя математики, девушка поехала в родной Октябрьский район Еврейской автономии устраиваться на работу.

— Я была уверена, что не задержусь надолго в школе села Амурзет, отработаю пару лет и уволюсь. Года три, наверное, пыталась убедить в этом своих друзей и родственников, — смеется педагог. — День проходил за днем, год за годом. И сейчас у меня за плечами 15-летний педагогический стаж. Больше не думаю о том, чтобы перестать быть учителем, ведь очень люблю детей. Мне нравится то, чем занимаюсь. Теперь знаю точно: я на своем месте. Уйти из профессии хотела не потому, что не считала преподавание своим призванием, а потому что не чувствовала учительского азарта. А чтобы он появился, сначала нужно найти подход к детям и наработать опыт. Со своими учениками всегда стараюсь выстраивать дружеские отношения, тогда с ними становится легко.

Именно в средней школе Амурзета и случилась судьбоносная встреча Ирины и Александра. Это была если не любовь с первого взгляда, то сильная взаимная симпатия точно. Молодые педагоги начали встречаться, строить планы на совместное будущее.

Учительскую судьбу девушки предопределил случай. После окончания школы она думала о карьере юриста и хотела поступать на юридический факультет.

— Обучение по этому направлению было только платным. Таких денег в нашей семье, к сожалению, тогда не было. А профессию получать надо. Мне пришлось пожертвовать мечтой, — вспоминает Ирина. — Учиться на математика пошла, потому что в вузе были бюджетные места, а математику я понимала больше всех остальных предметов. Оглядываясь на свою жизнь, ни капли не жалею, что выбрала тогда педагогический.

Встреча, изменившая жизнь

Когда молодая учительница уже работала с детьми, в филиал АмГУ в Биробиджане на экономический факультет поступил Александр Амелюхин. Молодой человек хорошо учился, получил диплом, устроился на работу по специальности. Но в какой-то момент решил поменять свою жизнь. Пять лет назад обстоятельства привели его в школу села Амурзет.

— Я пришел устраиваться лаборантом. А потом по образовательным программам прошел переподготовку и стал учителем математики и информатики. Честно, никогда не хотел быть педагогом, но нисколько не жалею, что им стал, — признается Александр Васильевич. — В школе интересно, а работать с детьми весело и увлекательно. Конечно, не все бывает гладко, но на то это и работа, чтобы работать.

10 учителей с математическим уклоном устроились в амурские школы по программе «Земский учитель» в 2022 году. Это преподаватели математики, математики и информатики, математики и физики.

Именно в средней школе Амурзета и случилась судьбоносная встреча Ирины и Александра. Это была если не любовь с первого взгляда, то сильная взаимная симпатия — точно. Молодые педагоги начали встречаться, строить планы на совместное будущее. Затем стали жить вместе. А в скором времени пришли к выводу, что хотят вместе переехать в город.

— В 2019 году мы с Сашей узаконили наши отношения и купили квартиру в Биробиджане по ипотечной программе, — рассказывает учитель математики. — Свадьба была в нашем стиле: скромная и без толпы гостей. Расписались, вдвоем отпраздновали и живем дальше. Переезжать не спешили, потому что с работой было не все понятно, а платежи по ипотеке не перенесешь.

Кому не хочется жить без долгов? Амелюхины тоже задумались о том, как бы поскорее от них избавиться. Подсчитали — благо, что в семье есть математик и экономист — и пришли к выводу, что простым учителям за год-два и даже за пять лет закрыть миллионные займы в банке будет крайне трудно. Без поддержки тут не обойтись.

Земские учителя в Приамурье

— О проекте «Земский учитель» мы узнали в школе, в которой работали. В первый же год по этой программе к нам в село приехал педагог, — вспоминает Ирина Амелюхина. — Я подумала, что это интересно. И не больше. Тогда мы с Сашей даже не представляли, что точно так же сами поедем работать в другую область. Не рассматривали себя в качестве участников проекта. А в последний год этот вариант показался очень перспективным для достижения нашей цели. Мы ведь все равно планировали уезжать в город. Пока молодые и без детей, почему бы не попутешествовать? Когда стали известны результаты конкурсного отбора, мы обрадовались. Ведь это значит, что мы делаем все правильно и уровень профессионализма достаточно высок. За счет средств государственных выплат для «земских» учителей мы закрыли ипотеку. Теперь не думаем о том, как заработать денег на ежемесячную выплату.

На вакансию учителя математики в школе поселка Прогресс Ирина Амелюхина подала заявку первой. За время приема документов со всей России на это место претендовали трое кандидатов. Удача повернулась лицом к педагогу из Еврейской автономии. А вот на должность преподавателя математики и информатики в малокомплектной школе села Безозерное в Бурейском округе заявки подали четверо российских педагогов. В том числе и Александр Амелюхин.

— Вообще мы рассматривали две территории: Амурскую область и Сахалинскую. Документы прикладывали и туда, и туда. И так как оба прошли конкурсный отбор в Приамурье, приехали сюда, — поясняют супруги. — Огромным плюсом стала транспортная доступность. В Еврейской области у нас остались родители. Всякое ведь может случиться, и отсюда нам будет гораздо проще и быстрее добраться до Биробиджана, чем вылетать из островного региона.

Сквозь километры

Между Безозерным и Прогрессом, куда трудоустроились супруги, 55 километров. И пока Александру не предоставили служебное жилье, он вынужден ежедневно проезжать больше сотни километров: из дома до школы и обратно.

— Мне выделили благоустроенную квартиру в Прогрессе, поэтому живем с мужем вместе здесь, — улыбается Ирина. — Возможно, ему в скором времени тоже предоставят квадратные метры, и мы будем видеться реже. Но это никак не повлияет на наши отношения. Между нами будет всего полсотни километров. Можно в любое удобное время увидеться, обнять друг друга и взглянуть в любимые глаза. Главное, что мы рядом.

Супруги Амелюхины признаются: когда они приехали в Амурскую область для знакомства с территорией и коллективами, почувствовали себя как дома. «Будто здесь и жили, просто пришли устраиваться на работу. Такое ощущение, что мы на родине. Дома», — с неподдельным восторгом отметила Ирина Сергеевна. Но все же местность пока незнакомая, и педагоги из ЕАО перемещаются по амурским землям, подглядывая в навигатор.

— Еще не выучили названия улиц, не запомнили всех имен, но стараемся максимально влиться в обстановку. У меня школа меньше, чем у Иры, поэтому мне немного проще, — улыбается Александр Васильевич. — Уверен, что скоро в памяти все упорядочится. По программе «Земский учитель» я устроился работать учителем математики и информатики. Но выяснилось, что в учреждении не хватает еще физика. Так как дисциплины смежные, я снова прошел курсы переподготовки и теперь даю уроки ребятам с 5 по 9 классы по трем предметам.

При этом, как признался сам педагог, сейчас он «отдыхает». Школа в Амурзете гораздо больше, чем в Белозерном. Если раньше Александр вел занятия в классах с численностью около 30 человек, то теперь попал в малокомплектную школу, и на его уроках присутствует по 3—5 школьников.

Супруги Амелюхины признаются: когда приехали в Амурскую область для знакомства с территорией и коллективами, почувствовали себя как дома: «Будто здесь и жили, просто пришли устраиваться на работу. Такое ощущение, что мы на родине. Дома».

Подростковые амбиции

За месяц работы педагоги из Еврейской автономии успели изучить своих новых учеников, определить, кто из них силен в предмете, а кому стоит подтянуть знания. И, как признались земские учителя, дети в Приамурье не отличаются от ребят из соседнего региона.

— Такое же отношение к учебе, точно такой же подростковый период. У ребят в старших классах есть свои амбиции и требования, которые имеют место быть. И, если честно, они один в один, как у детей в моей прошлой школе, — описывает своих учеников Ирина Сергеевна. — Единственное серьезное различие между Амурской областью и ЕАО, которое заметила не только я, но и мой муж — это школьная программа. Здесь она гораздо проще. Учебники написаны так легко и доступно, что тему может понять даже самый слабый ученик.

О своей большой любви к детям собеседница упомянула несколько раз. Но особую симпатию она испытывает к ребятам, которые только что перешагнули порог между начальными классами и средней школой.

— Мальчишки и девчонки в 5—6 классах — это дети, которые впитывают знания, как губки, — подчеркивает участница федеральной программы. — Они перенимают манеру поведения взрослых. Поэтому как учитель начнет с ними работать, какую тактику преподавания выберет, так ребенок и пойдет дальше. Интересно наблюдать за развитием учеников, которых ведешь до самого выпускного. Сейчас я работаю с четырьмя выпускными классами: два девятых и два одиннадцатых. Всего 78 ребят. Я пока не нашла подход к каждому из них, но стараюсь. Уже знаю, кто из них обладает способностями в математике, а с кем нужно будет заниматься усиленно, чтобы сдать экзамены. Будем стараться.

Екатерина Хоменко

0 лайков