Выбор достойной: как чеченцы искали невесту

«Грозный-информ», г. Грозный, Чеченская Республика

Для каждого чеченца женитьба является самым важным моментом в жизни. И, конечно, особенно ответственно в этом вопросе нужно подойти к выбору достойной девушки

Фото: Шамиль Мазиев / ИА «Грозный-информ»

Чеченская свадьба (зуда гучуяккхар) в прямом смысле переводится как «показать невесту». Семья жениха принимает сноху и представляет ее перед родственниками, односельчанами и знакомыми. Эта церемония уникальна, прежде всего, своими обычаями. Она имеет особый церемониал, многие составляющие которого соблюдаются и сегодня.

Однако не менее тщательно чеченцы подходили к выбору будущей невесты. В этом деле особое внимание обращалось на семью девушки, ее воспитание и то, как о ней отзываются односельчане. Достаток семьи был не так важен, однако по личным качествам родни чеченцы судили о том, сможет ли девушка стать хорошей невесткой и женой.

Подробнее о том, чему чеченцы отдавали предпочтение в первую очередь при выборе невесты в беседе с корреспондентом ИА «Грозный-информ» рассказала кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнологии Академии наук ЧР Залпа Берсанова.

– У чеченцев есть пословица, которая в буквальном переводе означает, что невесту надо искать, включив днем лампочку. Как вы понимаете ее значение?

— На чеченском языке эта пословица звучит так: «Дийнахь стогар латийна лаха еза кIантана йоъ». Она наиболее ярко характеризует, насколько серьезно в прошлом чеченцы подходили к выбору будущей жены. К девушке предъявлялось много требований. И связано это с тем, что она не только должна стать достойной женой мужу, но и хорошей снохой для его родственников. И самое главное – она должна воспитать достойное потомство, которое продолжит род ее мужа и никогда не посрамит его.

– Как чеченцы выбирали себе невесту в старину?

– Парни присматривали себе невесту на свадьбах, вечеринках, белхи (коллективные работы) или других мероприятиях. Часто при выборе подходящей партии для сына, родители пользовались услугами так называемых посредниц. Допустим, та или иная женщина знает семью парня, и у нее на примете есть девушка, которая, на ее взгляд, подходит ему. Об этом она говорит матери потенциального жениха. Если парень не против рекомендуемой ему в жены девушки, то он знакомился с ней. Часто устраивать так называемые смотрины тоже помогала посредница.

– На что обращалось внимание в первую очередь при выборе невесты?

– В первую очередь при выборе жены смотрели, из какой она семьи, рода. У чеченцев есть поговорка, которая определяет критерии для подбора снохи или зятя: «КIантана хIу лах, йоIан цу лах!» (ищи для парня гены, а для дочери толокно (пропитание). Поэтому девушку старались брать из хорошей семьи, где отношения между членами семьи строятся на основе гIиллакх (этикет), где соблюдается обычай гостеприимства, где с почтением относятся к старшим и т.д. Девушка, выросшая в семье, где господствуют вековые устои чеченцев, не только сама будет вести себя в соответствии с ними, но и будет воспитывать своих детей на тех же принципах.

– На ком чеченцам запрещено было жениться?

– Нежелательно было жениться на девушке другой национальности, другой веры. Не очень приветствовалось, когда парень (который прежде не был женат) связывал свою судьбу с разведенной женщиной, особенно, если у нее есть дети от первого брака.

Категорически запрещалось жениться на родственнице. В старину не приветствовался брак с девушкой своего тайпа, ведь она считалась тайпан йиш (родовая сестра). Чеченец также не мог брать в жены вдову своего родственника.

– После выбора подходящей невесты, что предстоит сделать будущему жениху и его семье по чеченским традициям?

– В случае, если девушка отвечает согласием на предложение парня, то он объявляет своей семье о намерении жениться. Естественно, он не говорит об этом напрямую отцу, дяде или старшему брату. Чаще всего сообщает своей снохе, сестре. Они, в свою очередь, передают эту новость матери, та – отцу. После того, как семья узнает о предстоящем событии, жених начинает избегать старших родственников мужского пола.

Отец посылает к родителям девушки людей (захалонан нах), чтобы просить ее руки. Обычно это самые почетные люди села или уважаемые родственники жениха.

Надо отметить, что садиться за стол и разговаривать с людьми, которые пришли по поводу сватовства, могли только родственники мужского пола (отец, его братья и т.д.). Отцу, конечно, хочется знать, в какую семью попадет его дочь и он имеет право спросить: «Уьш х1у нах бу? Гергарло лело мегаш нах буй уьш?» (Что это за люди? Можно ли с ними установить родство?). Естественно, по чеченскому этикету, будущему тестю непринято спрашивать о самом женихе, хотя ему небезразлично, кому в руки он отдает свою дочь. Зная это, сваты сами рассказывают не только о семье жениха, но и о нем самом.

В случае, если родители не против этого сватовства, обговаривается размер калыма. Отец девушки обычно говорит примерно следующее: «На ваше усмотрение». Бывали случаи, когда родители девушки вообще отказывались от калыма. Например, если жених вырос без отца и у него невысокие материальные возможности. Калым за невесту отменялся в тяжелые для народа времена. Например, в период репрессий или в условиях военного времени.

Как добавила собеседница агентства, столь тщательный подход к выбору достойной избранницы веками позволял чеченцам создавать крепкие семьи, где царили мир и гармония. Эти обычаи, были проверены веками и дошли до наших дней в своем исконном виде.

Замира Дагаева

0 лайков