Думали, что хлам: как в речном училище спасли картину известного советского художника

«Нижегородская правда», г. Нижний Новгород, Нижегородская область

Не так давно по рабочим делам мне пришлось побывать в кабинете проректора Волжского государственного университета водного транспорта и начальника Нижегородского речного училища имени И.П. Кулибина Дениса Николаевича Костюничева. Первое, что бросилось в глаза – большая картина, висящая на видном месте. Она называется «Попов демонстрирует адмиралу Макарову первую в мире радиостанцию»…

Картина «Изобретатель радио Попов» стала дипломной работой фронтовика Ивана Сорокина. Фото: histrf.ru

Речь идёт о встрече двух легендарных русских героев – изобретателя радио Александра Попова и адмирала Степана Осиповича Макарова, живших во второй половине XIX столетия. Известно, что оба они тесно сотрудничали на предмет технического развития русского военно-морского императорского флота. Вот один момент их встречи и показан на картине.

Вообще картина сразу привлекает внимание прежде всего своим мастерством. Строгая учебная обстановка, стол с установленным на нём детищем Попова, а за столом в адмиральском мундире – Макаров, чей пристальный взгляд устремлён на радиостанцию. Рядом с Макаровым стоит Попов. Он так же, как и адмирал, рассматривает радиостанцию и, как бы отвечая на вопрос адмирала, энергичным жестом левой руки подчёркивает большое, особое значение своего изобретения. Лица на картине хоть и серьёзные, но очень живые – словно это не художник, а фотограф выхватил момент делового совещания… В общем, чувствуется рука большого и настоящего мастера!

Я спросил Костюничева об авторе и времени написания. Он несколько смутился, пожал плечами и сказал:

«Насколько мне известно, эта картина всегда висела в кабинете руководителя училища – имею в виду советские годы. А потом в начале смутных 90‑х её едва не выбросили, как ненужный хлам. Слава Богу, наш преподаватель Анатолий Иванович Шмаков вовремя узнал об этом и спас эту великолепную картину, буквально перед тем, как её чуть не отправили на мусорку. И я, и многие другие наши сотрудники сегодня ему очень благодарны за этот настоящий патриотический порыв. Картина вернулась на своё законное место».

Но больше об этой картине начальник училища сообщить ничего не смог и предложил мне самому разобраться в этой истории…

Две судьбы

Мне стало очень интересно, и я решил покопаться на страницах Всемирной сети. И, как оказалось, не зря…Автором оказался известный советский художник Иван Семёнович Сорокин (1910 – 1986). Родился в крестьянской семье из Симбирской губернии, в 30‑е годы поступил на учёбу в Ленинградскую академию художеств. В годы Великой Отечественной войны призван в Красную армию, служил в войсках связи. После Победы вернулся в Академию, которую окончил в 1948 году. Его дипломной работой как раз и стала картина «Изобретатель радио Попов», но в некоторых каталогах она именуется «Попов демонстрирует адмиралу Макарову первую в мире радиостанцию».

Картина произвела сильное впечатление не только на дипломную комиссию, но и на столичное руководство. Сорокин за неё был удостоен Сталинской премии. С тех пор картина считается одним из выдающихся художественных произведений русского социалистического реализма поздней сталинской эпохи, ценимым коллекционерами во всём мире.

Сам Сорокин потом прожил яркую творческую жизнь. Он писал портреты, жанровые и исторические композиции. Среди основных его произведений картины «В Крыму», «Осенний пейзаж с путником и церковью», «Портрет девушки с цветастым платком на голове», «Беседа В.И. Ленина с Гербертом Уэллсом» и другие. Сегодня произведения Сорокина находятся в музеях и частных собраниях как в России, так и за рубежом…

Однако сегодня появились люди, которые утверждают, что картину якобы писал вовсе не Сорокин. Так, на ряде интернет-ресурсов, посвящённых жертвам сталинских репрессий, утверждается, что на самом деле автором являлся русский художник Сергей Михайлович Ивашёв-Мусатов (1900 – 1992).

Этому человеку, выходцу из дворян, выпала очень нелёгкая судьба. Учился на физико-математическом факультете Московского государственного университета, потом преподавал математику в разных советских школах и вузах, одновременно занимался в художественной мастерской, что и предопределило его дальнейшую профессию. Работал художником-оформителем, вёл занятия по живописи и рисунку в изостудиях, домах культуры. В октябре 1947 года арестован органами МГБ в связи с делом философа Даниила Андреева – был обвинён в «антисоветской агитации в военное время, высказывании террористических настроений и участии в контрреволюционной организации». Приговорён к 25 годам заключения с конфискацией имущества и последующим поражением в правах. Освобождён в августе 1954 досрочно по состоянию здоровья, реабилитирован. После жил и работал в Москве – в жанре портрета и природного пейзажа. Лично я одну из его картин – «Летний вечер» – считаю выдающимся произведением своего жанра…

Так вот, в романе известного писателя-диссидента Александра Солженицына «В круге первом» этот человек выведен в качестве художника Кондрашёва-Ивашёва, который сидел в шарашке для заключённых в посёлке Марфино, где якобы и написал картину о Попове и Макарове, авторство которой затем приписали совсем другому человеку.

Апологеты Солженицына сегодня эту тему развили следующим образом. Якобы из Кремля, чуть ли не от самого Сталина, поступил приказ увековечить память изобретателя радио Попова. Но все талантливые художники якобы сплошь сидели в лагерях. Поблизости, то есть в подмосковном Марфино, нашли такой талант – Сергея Ивашёва-Мусатова, он-то и написал ставшую потом известной картину. Но говорить о том, что картину писал зэк, было нельзя, поэтому авторство приписали молодому начинающему художнику Ивану Сорокину, который и получил за неё Сталинскую премию…

Вывод – пора восстановить справедливость и вернуть картине подлинное авторство!

«Была задумана в армии»

Я не верю в эту версию. Во-первых, Солженицын писал роман, где нет настоящих имён и фамилий и потому мог фантазировать, как ему было угодно. Да и с исторической правдивостью у Александра Исаевича, как установили историки, всегда было, мягко говоря, туговато – не зря злые языки ему повесили прозвище СоЛЖЕницын. Во-вторых, ни сам Сергей Михайлович Ивашёв-Мусатов, ни его родные и близкие нигде и никогда не высказывали претензии на картину, посвящённую Попову и Макарову… Так что в версии любителей Солженицына больше попыток лишний раз пнуть наше советское прошлое, чем реальных попыток разобраться с авторством картины.

Ну и в‑третьих, сохранились воспоминания свидетелей того, как Иван Сорокин готовился к написанию произведения:

«Картина была задумана им в армии, где он служил в войсках связи радистом. По окончании войны Сорокин возвратился в Ленинград и сразу же принялся за дело. Посещение музея связи им. А.С. Попова, знакомство с документами и материалами в архивах, чтение книг – всё это вошло в распорядок его жизни».

Но как показать самого Попова? Был соблазн изобразить его на собрании Русского физико-химического общества в мае 1895 года, где он впервые демонстрировал своё изобретение. Однако сама обстановка собрания показалась художнику слишком официальной:

«В голове роились мысли, планы, наброски, рисунки ложились на бумагу. Наконец, было найдено решение – показать творческое содружество изобретателя радио и замечательного адмирала, поддержавшего его. Чтение книг, документов об адмирале Макарове помогло создать его образ. А сюжет подсказал директор музея связи им. А.С. Попова, с которым художник часто встречался…»

К этому стоит добавить манеру изображений на картине – видно, что это рука именно Сорокина, а не кого-либо ещё…

…И ещё один интересный момент. Как говорят специалисты, оригинал картины находится в стенах питерской Академии художеств, где Сорокин впервые её продемонстрировал. Но потом художник по заказам различных галерей, музеев и технических учебных заведений сделал десятки копий этой картины. По всей видимости, одна из таких копий и попала в своё время в Горький, в стены речного училища.

А если учесть то обстоятельство, что копия исполнена рукой самого Ивана Семёновича, то её ценность мало уступает оригиналу! Так что представить себе страшно, если бы в 90‑е годы это бесценное произведение действительно оказалось на свалке – как говорится, история нам этого точно не простила бы…

Вадим Андрюхин

0 лайков