Хозяйка тайги

«Амурская правда», г. Благовещенск, Амурская область

Тайга — ее дом. Там она родилась, а белого человека впервые увидела в семь лет. В тайге она вышла замуж, родила двоих сыновей. Самое доброе и понятное животное на Земле для нее — олень. Об оленях Елена Григорьевна может говорить часами. И всегда — восторженно, с прилагательными в превосходной степени. Она верит в силу шаманов и совсем не может жить в городе. Даже в самом маленьком.

Прекрасное детство

Росточка в ней чуть больше метра пятидесяти, она подвижная и, кажется, совсем не устает.

— Тайга для меня — родная. Я там не замечаю ни морозы, ни комаров, а вот в городе, даже в самом комфортном, на второй день начинаю болеть, — говорит Елена Колесова, председатель родовой эвенкийской общины «Юктэ».

В густой тайге, на самом севере Приамурья, она и родилась. В ближайшее село Бомнак ее привезли семилетней. За три месяца до начала школьной жизни. Лена ни слова не говорила по-русски. Да что там говорить? Она только тогда впервые увидела представителя европейской расы — белого человека.

— Для меня это были люди с другой планеты, — признается Елена Григорьевна.

Интернат для таежной девочки был еще тем мучением. Спальни на восемь человек, одинаковая одежда, походы строем в столовую. Родителям-оленеводам тогда разрешалось забирать детей только на летние каникулы. К третьему классу она взбунтовалась, и специальным решением школьного педсовета ей разрешили жить в родительском доме, который пустовал большую часть времени.

Интернат для таежной девочки был еще тем мучением. Спальни на восемь человек, одинаковая одежда, походы строем в столовую.

Но свое таежное детство она считает прекрасным. В семье оленеводов Колесовых было десять детей.

— Мама всегда говорила: «Возле этой речки ты родилась, а когда мы пасли оленей возле этого ручья, ты начала говорить», — вспоминает Елена Колесова.

Дети играли в оленеводов, у каждого было свое игрушечное стадо, рогатые фигурки взрослые вырезали из тальника. Дети тайги никогда не болели. Не знали, что такое инфекции. Тайга их защищала, лечила и воспитывала.

Шаман и его птицы

Она безоглядно верит в силу шаманов!

— Как не верить? Своими глазами видела и своими ушами слышала, как взрослые, когда терялись олени, обращались к старику-шаману, который с нами кочевал. Он что-то бормочет, через минуту на печную трубу прилетает птичка, чирикает, шаман ее выслушивает и указывает: «Ищите оленей там-то…» И находили! — горячо убеждает моя собеседница.

Вечером девочке неожиданно стало плохо, она впала в беспамятство. Очнулась от звука шаманского бубна. Он, тяжело дыша, спросил ее: «Зачем ты волосы бросила в речку? Мои птицы их еле нашли».

Однажды Лена пришла на берег быстрой речки, с собой у нее были острые ножницы. Решение пришло в секунду. Минута — и ее роскошные волосы толстой змеей мелькнули за речным порогом.

Вечером девочке неожиданно стало плохо, она впала в беспамятство. Очнулась от звука шаманского бубна. Он, тяжело дыша, спросил ее: «Зачем ты волосы бросила в речку? Мои птицы их еле нашли».

— С той поры прошли десятилетия, а я до сих пор понять не могу, как он об этом узнал! — восклицает Елена Григорьевна.

Нет оленя — нет эвенка

Она вышла замуж в 17 лет. Говорит, что окончательно понимать жизнь, в том числе таёжную, ее научил муж. Он ей показывал и подсказывал все тонкости охоты, налаживания быта, соседства с лесными обитателями. В тайге она родила двоих сыновей-погодков.

— Жить там легко! Зимой в палатке постоянно топится печка, еда получается еще вкусней, чем когда готовишь в поселке, — замечает глава общины.

В эвенкийском селе Бомнак жил знаменитый проводник и мудрец Семен Григорьевич Трифонов, которого все звали Улукиткан. В переводе с эвенкийского — «бельчонок». Он помогал геологам и геодезистам находить и исследовать последние белые пятна на карте Родины. Его обессмертил дальневосточный писатель Григорий Федосеев в своей повести «Тропою испытаний».

Елена Григорьевна прекрасно помнит своего легендарного земляка.

— Он и правда был как бельчонок, ясноглазый, кроткий. Нас, детей, всегда сахаром угощал, — вспоминает она.

В советские годы в Бомнаке был оленеводческий совхоз, где Колесова работала зоотехником и директором. При ней он и прекратил свое существование — вместе с советской властью.

— Оленеводства без государственной поддержки не бывает. Время было лихое, никому до нас дела не было. Многие мужики спились и погибли. Вот так я и стала главой родовой общины, — тихо замечает Елена Григорьевна.

Олень — основа эвенкийского языка. Все его обороты крутятся вокруг этого рогатого красавца.

Сегодня ее сын и племянники годами живут в тайге. Стерегут оленье стадо в несколько сотен голов.

— Олень — это самое прекрасное животное из всех, каких я знаю. Тихий, добрый до кротости. Он нас кормит, из его шкур получается теплая одежда и чудные спальники, в которых никакой мороз не страшен. Без оленя нет эвенка! — резюмирует Елена Григорьевна.

Олень — основа эвенкийского языка. Все его обороты крутятся вокруг этого рогатого красавца. Сегодня в Бомнаке живут порядка 200 эвенков, большая часть свободно владеют родным языком благодаря оленеводству и тому, что месяцами живут в тайге, где только по-эвенкийски и общаются друг с другом.

Елена Григорьевна старается при первой же возможности уехать в тайгу. Рыбачит, охотится, лечит оленей, готовит оленеводам вкуснейшую еду.

— У меня есть свой карабин, но последнее время стало жалко зверя бить. Мужики говорят, что пора мне с охотой завязывать, — улыбается мудрая таежница.

Из Бомнака с любовью

Несколько лет назад она взяла серебро в московском конкурсе продуктов питания коренных малочисленных народов Севера. В качестве приза ей организовали поездку в Италию — на фестиваль национальных блюд разных стран.

Колесова из амурского Бомнака удивила многочисленных участников и гостей мероприятия лакомством своего детства: йогуртом из оленьего молока и лесной голубики. Говорит, что самое трудное было довезти до Турина таежное молоко. Для этого она его разлила в пластиковые бутылки, заморозила и не давала ему растаять, морозила по дороге в холодильниках Благовещенска и Москвы.

— Итальянцы эмоционально, как дети, цокали языками! Всем видом показывали, как же это вкусно, — вспоминает Елена Григорьевна.

На обратной дороге она на несколько дней остановилась в Москве. Подруга старалась каждый день заполнить интересной экскурсией по столице. Угощала вкусными фруктами.

— А я смотрела на нее и говорила, что больше всего на свете хочу домой и строганину из мороженой рыбы, — улыбается северянка.

Поговорить с тишиной

Она прекрасно говорит по-русски, но признается, что в трудных житейских ситуациях великий и могучий вылетает из головы.

— В минуты спора я все забываю. В голове остаются только эвенкийские слова, — поясняет хозяйка тайги.

А весенняя тайга, по мнению Елены Колесовой, дает надежду, окрыляет, заряжает силой.

В ее доме все говорят только на родном языке. Она с сестрами любит петь национальные песни — мелодичные, протяжные. Все они — о тайге, оленях и жизненной радости.

— Я бываю очень счастлива, когда утром просыпаюсь в тайге. Там такое синее небо, что словами не передать, — восклицает председатель родовой общины. —А какая чистейшая вода! А воздух! А тишина! В тайге особая тишина, ее только надо научиться слушать. И с ней можно разговаривать.

Говорит, больше всего любит тайгу весной и осенью. Причем осенняя настолько живописна, что у нее не хватает слов, чтобы описать все буйство красок.

А весенняя тайга, по мнению Елены Колесовой, дает надежду, окрыляет, заряжает силой.

Мечта у Елены Григорьевны есть, и формулирует она ее намного сдержаннее, чем описание своих любимых мест:

— Мечтаю, чтобы было здоровье. И чтобы техника не подводила, когда в тайгу еду.

Справка «Амурской правды»

Эвенки относятся к коренным малочисленным народам Севера. В России они живут от Енисея до Охотского моря. Согласно последней переписи населения, в РФ насчитывается порядка 35 тысяч эвенков, из них половина — в Якутии. 39 тысяч представителей этого коренного малочисленного народа живут в соседнем Китае.

Традиционными занятиями для них остаются оленеводство и охота. Исповедуют шаманизм. Эвенкийский язык принадлежит к тунгусо-маньчжурской группе.

Александр Ярошенко

0 лайков