Талия на цифровой платформе

«Биробиджанская звезда», г. Биробиджан, Еврейская автономная область

Реализация проекта «Киберателье и креативные индустрии Приморья» может сформировать в столице федерального округа Евро-Азиатский центр притяжения модной индустрии

Студенты Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса уже во время обучения принимают участие в конкурсах дизайнеров одежды. Фото: ВГУЭС

Когда говорят об экономическом развитии любого региона, обычно имеют в виду все что угодно, но только не лёгкую – лё-ё-ёгонькую, как говорил персонаж «Служебного романа» Анатолий Ефремович Новосельцев, – промышленность. И мало где решаются делать ставку на производство одежды и тем более её экспорт. В Приморье сделали.

– В Приморье столько fashion-дизайнеров, просто самородков, а о них никто не знает, – говорит руководитель проекта «Киберателье и креативные индустрии Приморья» Наталья Карпова. – Я приехала из Перми, там меньше понимают необходимость поддерживать креативные индустрии на цифровых платформах. А здесь власти готовы давать деньги на становление отрасли. Только творите!

Проект, который затеяли во Владивостоке, – на стыке лёгкой промышленности и IT-технологий. В него влились дизайнеры и создатели программного обеспечения, конструкторы одежды и технологи, ремесленники и владельцы швейных производств, ретейлеры и эксперты в области моды.

– Современные методики, в том числе 3D-моделирование, позволят создавать цифровые аватары (виртуальные образы) и с их помощью конструировать индивидуальную одежду. Можно заняться и массовым производством, – объясняет заместитель председателя правительства края Николай Стецко.

Так что же такое киберателье, чем оно отличается от традиционного и какой прок от него обывателю?

Представьте себя начинающим Славой Зайцевым: у вас масса fashion-идей и никакой возможности их осуществить. Но, в отличие от Славы Зайцева 1960-х годов, вы можете открыть приложение в телефоне и закачать туда придуманные модели одежды с предложением отшить коллекцию: вдруг кто-то откликнется. Отзывается владелец некоего швейного цеха: «Я готов». На вас выходит и производитель тканей, предлагая те или иные образцы. Всё это видит владелец магазина: «О! Я бы с удовольствием такое продавал».

Или так. Дизайнеры выкладывают в кибер­ателье готовые 3D-модели одежды, а пользователи «примеряют» их в режиме онлайн в соответствии со своими мерками. Для этого покупатель должен будет создать себе аватар с помощью 3D-сканеров. Примерил, понравилось, заказал, сшили.

Это самые примитивные объяснения того, что представляет собой проект. Он гораздо сложнее и призван помогать специалистам индустрии моды находить партнёров среди программистов, парикмахеров, визажистов, производителей сувенирной продукции, поставщиков швейного оборудования, журналистов глянцевых изданий. Через него можно получить гранты, в том числе для молодёжи, софинансирование процентных ставок по кредитам и собственно сами кредиты в рамках региональных программ.

– Один в поле не воин. Есть дизайнер, но у него нет производственной базы, есть человек, который хочет открыть швейный цех, но он не знает, с чего начать… Пока не найдёшь возможность объединить всех интересантов, дела не будет. Мы создаём платформу, куда могут зайти производители, поставщики, покупатели, как россияне, так и иностранцы. По ­сути, киберателье – цифровые ворота в Азию для fashion-индустрии, – говорит IT-cпециалист Василий Клюкин.

Азиатский регион упомянут не случайно – проект рассматривается как точка входа для российских дизайнеров на его рынки. Недавно прошло подведение итогов хакатона «Марки-символы Приморья». Среди коллективов, набравших наибольшее количество баллов, – объединение дизайнеров «Чердак Forever». Оно представило проект модернизации своего производства, предложив создать кибербюро. Известный владивостокский дизайнер Александр Варлаков намерен организовать кутюр-студию с индивидуальным подходом к клиентам. Дизайнер Людмила Горанская показала, как можно использовать в одежде оцифрованные анимационные баннеры, отражающие культурные коды Владивостока. Татьяна Романенко, создающая комфортное постельное бельё, готова к запуску линейки домашней одежды. Есть идея прет-а-порте по-приморски – создания коллекции одежды «Пляж» по рисункам владивостокской художницы Тани Селивёрстовой.

На участие в хакатоне было подано в общей сложности около 200 заявок от производителей одежды локальных марок, представителей IT-сферы, маркетинга и дизайна, студентов. Лучшие команды представят свои идеи в сентябре на Восточном экономическом форуме. В мин­экономразвития края уверены: поддержка проекта «Киберателье и креативные индустрии Приморья» необходима.

– Это создание новых производств и рабочих мест, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, пополнение налоговой базы и доходной части бюджета края, рост туристической привлекательности, улучшение качества и повышение узнаваемости местных брендов, а также взаимовыгодное сотрудничество и возможности для развития приморского бизнеса на региональном, федеральном и международном рынках, – говорит председатель правительства Приморья Вера Щербина.

Ольга Журман / РГ – Экономика Дальнего Востока

Кстати

В Приморье назвали победителей конкурса грантов для предпринимателей, которые занимаются проектированием, производством и ремонтом одежды. Общая сумма выделенных средств — 9,6 миллиона рублей. Деньги можно потратить на покупку тканей и фурнитуры, производственных машинок и станков, программного обеспечения, а также на регистрацию бренда и аренду помещения.

Кстати, в начале 2000-х – в не самые богатые времена – в Биробиджане проводили фестивали молодёжной моды. Их потенциальным участникам после отбора эскизов моделей выдавались средства на приобретение материалов для пошива. В итоге модельеры получали возможность самореализации и по итогам – приглашение на более крупный конкурс «Золотое лекало» в Хабаровск. И даже брали там призы! Город получал современное зрелище и эмоциональную отдушину. Таланты – реальную поддержку и возможность профессионального роста. И только в производство это не вылилось никак, хотя идея молодёжных коллективных предприятий обсуждалась несколько раз. Вероятно, тогда это не показалось перспективным никому – рынок был завален недорогим импортом, а своя лёгкая промышленность становилась совсем уж «лёгонькой» – до невесомости. Но сейчас условия другие. И в прошлом году на международном (!) конкурсе молодых дизайнеров во Владивостоке девушки-биробиджанки взяли первое и второе места! Неужели наша лё-ё-ёгонькая такая промышленность и сейчас «не взлетит»?

Виктор Антонов

0 лайков