Калмыцкий Кулибин Валерий Манджиев

«Калмыцкая правда», г. Элиста, Республика Калмыкия

На днях увидел в YouTube видеоролик: миниатюрный четырехколесный трактор c ковшом, натужно ревя, вгрызается в почву, зачерпывает грунт и, подняв его метра на два, дает задний ход, разворачивается и ссыпает землю на заранее обозначенное место. Затем тракторист вновь набирает в ковш высыпанную землю, отвозит в другое место, где и ссыпает груз.

Это был ролик калмыцкого изобретателя: 58-летнего Валерия Манджиева из п. Оргакины Ики-Бурульского района.

Мини-трактор очень симпатичный. Создатель новой техники начинает рассказ о своем детище с описания ковша агрегата. Его габариты невелики: 1 метр 15 сантиметров в ширину, он выполнен из листового металла. Стрела трактора сделана из металла так называемого восьмого швеллера, его длина – 138 см, стойки опорные – метровые, цилиндр основной, подъемный, – от МТЗ. Несмотря на то, что трактор мал, он удал, его грузоподъемность составляет ни много ни мало три центнера. Этот вес мини — трактор способен поднять на два с половиной метра. Говоря о рулевом управлении, изобретатель пояснил, что в нем установлен двухсекционный распределитель М-72. Сцепление и тормоза у агрегата автомобильные, гидравлические. А еще любителям и ценителям техники будет интересно узнать, что установленная в мини-погрузчике раздатка обладает полным приводом (пониженный, средний, повышенный). Это значительно облегчает работу тракториста во время работы в неблагоприятных погодных условиях. Двигатель дизельный, одноцилиндровый, мощностью в 13 лошадиных сил, коробку передач изобретатель установил от автомобиля “Жигули”. И, конечно, многих заинтересовавшихся обрадует, что трактор потребляет всего триста граммов топлива на один мото/час. Емкость гидробака, сделанного из обычной водопроводной трубы, составляет десять литров. Есть также прицепное устройство, позволяющее в случае необходимости подсоединить прицеп. Во время ненастья агрегат можно оснастить грязевой резиной. Позаботился изобретатель и о безопасности работы в ночное время. У трактора есть зеркала и фары.

Очень удобная и экономичная техника для селянина. Надежный и простой в обращении мини-погрузчик погрузит и разгрузит сыпучий материал, тюки с сеном, стройматериалы, очистит от навоза стойло животных, от грязи – двор.

Агроному Валерию Андреевичу долго работать по специальности не удалось. Наступили тяжелые 90-е годы прошлого века. Распалась страна, нарушились экономические связи между республиками, стали уходить в небытие некогда крепкие хозяйства. Увы, не обошла эта участь и калмыцкие села, в том числе и родной поселок Валерия. Жизнь заставила заводить подсобное хозяйство, которое помогало его семье выживать, а у него три дочери. Но была у Валерия одна страсть: возиться с железом, что-то из него делать, изобретать. И это хобби у него – от отца, Андрея Дагиевича, который сызмальства увлекался работой, связанной с железом. В Сибири с 12-ти лет пошел в помощники к бондарю, затем, работая в колхозе, ремонтировал колесные и гусеничные трактора, автомобили, косилки, прицепы, прессы, другую сельхозтехнику.

По возвращении на родину работал кузнецом и водителем. Маленький Валера любил ходить к отцу в кузницу, смотрел и запоминал, как он из раскаленного металла мастерит различные орудия. В пору, когда Андрей Дагиевич работал шофером, сын также с неподдельным интересом наблюдал за особенностями работы водителя, просил отца позволить и ему сделать что-то по обслуживанию машины.

Впитанные в детстве уроки не прошли бесследно. Несмотря на то, что сейчас Валерию Андреевичу приходится много работать в строительной сфере, свободное время он посвящает своему хобби, изобретательству. Есть у него также завершенный проект под названием: “Мини думпер”. Это специализированная самоходная самосвальная машина, предназначенная для перевозки сыпучих грузов, крайне необходимая вещь для людей, живущих на земле, поскольку мусор скапливается быстро, а нанять самосвал для его вывоза – накладно. В основе он проектировался по думперу известного российского изобретателя Сан Саныча, но со своими доработками. Валерий Манджиев сделал к нему ручник, кузов опустил как можно ниже, занизил центр тяжести для лучшей устойчивости, установил газовый лифт для облегченной выгрузки, поставил крылья. Рама сделана из круглой трубы. Сцепление ременное. Правая педаль – вперед, левая – назад. Сиденье удобное, из чистой кожи, покрытое шкурой монгольского козла. Мощность двигателя – шесть лошадиных сил, заводится с полуоборота.

И еще об одном изобретении калмыцкого Кулибина надо сказать два слова. Это его трубогиб – приспособление, предназначенное для сгибания труб до необходимого угла, с его помощью можно работать с трубами из различного металла и диаметра. Изобретение, незаменимое в сферах водоснабжения, газоснабжения, канализации, при изготовлении каркасных конструкций, спортивных тренажеров, ремонте автомобилей.

Техника, сделанная золотыми руками калмыцкого умельца и изобретателя Валерия Манджиева, в десятки раз дешевле аналогичных заводских приспособлений, а по производительности труда мало чем им уступает, в некоторых компонентах даже превосходит их. Кроме того, эти технические устройства надежны и просты в управлении.

Изобретательская деятельность самодеятельного мастера Валерия Манджиева основывается на голом энтузиазме. Все материалы и инструментарий ему приходится приобретать за свой счет. А ведь изготовленные им машины и механизмы очень нужны селянам. Уверен, что у нас, в Калмыкии, такие светлые головы, как Вячеслав Манджиев, еще найдутся. Надо только помочь им в развитии талантов, поддержать их морально и материально!

Василий Шакуев

0 лайков