Возвращение легенды. «Брат» и «Брат 2»

«Кузбасс», г. Кемерово, Кемеровская область

Фото: КиноПоиск

Легендарные «Брат» и «Брат 2» снова в кино, что тут можно сказать? Уровень влияния данных кинолент тяжело переоценить. Оба фильма воплощали дух своего времени, стали народными шедеврами, а спустя время были признаны классикой российского кинематографа. Поэтому мы решили воспользоваться повторным прокатом кинолент. Напомнить о том, чем они являлись для своего времени, чем являются для современного зрителя и что представляют собой как культурные единицы вне времени.

Эффект который «Брат» произвёл на народного зрителя велик, неоспорим, и в то же время очень ироничен. О чём мы? Про то, что режиссёр фильма Алексей Балабанов был крайне удивлён тем, что народный зритель разглядел в фильме те образы и идеи, которые сам Балабанов даже не собирался закладывать. Какие именно? Это и многое другое расскажет «КиноКузбасс».

В общих чертах

Пересказывать сюжет обоих фильмов мы не будем. Уверенны, если вы ещё их не смотрели, у вас найдётся толпа знакомых, которые постараются быстро заполнить данный пробел. И этот момент в очередной раз подчёркивать культовость фильма. Если среди жителей России и есть люди, которые не смотрели «Брата», то люди, которые про него в принципе никогда не слышали – краснокнижные исключения. Поэтому без долгих отступлений приступим к анализу.

Стоит начать с того, что «Брат» и «Брат 2» по многим параметрам являются абсолютно разными фильмами. И, что парадоксально, они одинаково органично смотрятся и как два самостоятельных произведения, и как часть одной франшизы. Человек, совершенно не знакомый с сюжетом первой части, может спокойно посмотреть вторую и не будет обделён. Единственное напоминание о первом фильме – это одна из сцен в начале, где герой Сухорукова вместе с мамой смотрит на брата в телевизоре. Да и та сцена почти никак не влияет на дальнейший сюжет, а лишь знакомит с одним из персонажей. Данный момент подтверждает и личный опыт. В сознательном возрасте, в нулевые, мы первым посмотрели «Брата 2», когда его показывали по ТВ. И фильм воспринимался абсолютно легко. Частично, это даже прибавляет фильму баллов, потому что он понравился нам без оглядки на первую часть. Так в чём же разница между первым и вторым фильмом?

На тему того, чем они отличаются, можно было бы написать дипломную работу. Но мы рискнём вместить их в одно предложение. В «Брате» больше настроения, чем сюжета, а в «Брате 2» больше сюжета, чем настроения. Большую часть первого фильма важных для сюжета событий почти не происходит. Значительную часть экранного времени занимают бродилки главного героя по мрачному Петербургу, его диалоги со случайными людьми и другие кадры, которые никак не двигают основную историю, но создают общий тон и атмосферу. «Брат 2» заметно отличается от предшественника и по духу, и по манере повествования. Тут большая часть событий продвигает основной сюжет, а атмосферные вставки хоть и есть, но не в таком изобилии, как в первом фильме. Но это если вкратце, а чтобы понять разницу между фильмами, стоит копнуть глубже.

Дух времени

«Брат» во многом стал хитом потому, что появился в нужном месте и в нужное время. Мы встречали на своём жизненном пути иностранцев, среди которых были и большие любители российского кинематографа. Многие отмечали, что им нравится вторая часть, но они совершенно не понимали, о чём первый фильм. Он воспринимался ими как непонятный набор сцен, где активно пиарили какую-то известную рок-группу. При этом находились и те, кому первая и вторая части нравились одинаково сильно. Почему так? Потому что первый «Брат» невероятно сильно привязан к тому времени, когда он снимался.

На дворе 1997 год. Прошло уже несколько лет с тех пор, как не стало СССР, и в восприятии многих россиян жизнь перевернулась с ног на голову. На смену стабильной экономике пришёл период нищеты и криминального разгула. Многие лишились работы и денег. При этом профессиональные преступники всех мастей процветали и богатели. Учёные и честные рабочие перестали быть элитой общества. Хозяевами жизни стали бандиты и все, кто их обслуживал. И будто этого было мало, в стране прошла Первая Чеченская война, ставшая трагедией и чёрным пятном для всей России. И вот, в этот мрачный период неопределённости и разрухи на экраны и выходит «Брат». А его главный герой – Данила Багров — с первых кадров становится олицетворением эпохи.

Он, прошедший войну, будто вылезает из Ада и оказывается на съёмочной площадке клипа. И первое же, что мы видим – это ощущение потерянности героя. Данное настроение сопровождает его весь фильм, и именно оно откликнулось в душе зрителей тех лет. Первые несколько минут фильма он ходит в военной форме битый и всеми отвергаемый. И впоследствии зрители прощали ему всё плохое, потому что понимали – кто этот персонаж. И этот парень оказывается в родной, но враждебной стране. Здесь памятники архитектуры соседствуют с грязными рынками и переулками, картины художников — с порноплакатами. Самые родные и близкие могут предать, а совсем незнакомые люди – стать верными друзьями и моральным компасом. И именно в таком мире оказывается Данила Багров – персонаж мрачный и противоречивый. Сломленный внутри, он жёстко делит мир на светлое и тёмное, на своих и чужих. Он творит много вещей, которые являются незаконными и порицаемыми. Но в то же время он обладает собственным сильным моральным компасом. Слабых – защищать, сильных, но обнаглевших – усмирять, а неисправимых мерзавцев – убивать. Он также продолжает цепляться за положительные установки, которые даёт Немец.

«Брат» продемонстрировал россиянам тех лет не картинного и лощёного героя, а лучшую версию самих себя. Тогда вся страна смотрела боевики с Джеки Чаном, Арнольдом Шварценеггером, Сильвестром Сталлоне и другими героями эпохи видеосалонов. И появление настоящего российского кино-героя произвело мощнейший эффект. Но этим фильм мог заинтересовать, а стал он любимым именно за счёт содержания. В «Брате» были сублимированы все злободневные на тот момент проблемы: нищета, бандитизм, падение нравов. Былые моральные установки смотрятся устаревшими и чуждыми, а новые нравы вызывают непонимание и отвращение. И в то же время, за счёт густой тьмы вокруг, светлые стороны смотрелись ещё ярче. В моментах, когда Данила проявляет явное благородство, когда получает помощь от друзей, да и сама концовка настраивает на позитивный лад. Героя предал родной человек, от Данилы отрекаются друг и любимая, а панкушка явно демонстрирует, что ей вообще всё равно, что будет с героем. Но он прощает брата, пытается отблагодарить окружающих и в конце смотрит на дорогу впереди с каким-то оптимизмом и свободой. И данная концовка будто закрывала не только фильм, но и свою эпоху. И хотя некоторые критики до сих пор считают, что у фильма трагичная концовка, многие, включая нас, всё-таки видят в ней свой жизненный хэппи энд. Когда не факт, что будет хорошо, но есть надежда на лучшее… и обрез за пазухой. «Брат» будто стал для россиян чем-то вроде удачного сеанса психотерапии и именно поэтому стал народной классикой.

«Брат 2» является абсолютно другим фильмом. Если первая часть была мрачной и суровой криминальной драмой, то вторая была менее серьёзным и более зрелищным боевиком. Данила Багров из надломленного, потерянного, мрачного и молчаливого парня превратился в улыбчивого и целеустремлённого супергероя, который сыплет афоризмами направо и налево. Кроме того, если в первой части Данила творил вещи, которые нельзя делать с моральной точки зрения, то Данила во второй части творил вещи, невозможные с точки зрения объективной реальности. Бандиты убили боевого товарища и кинули его брата, который играет в НХЛ. В ответ Данила, аки Джеймс Бонд, узнаёт всё о противниках и разбирается с ними одной левой. Единственный момент, который напоминает про уязвимость героя – это момент избиения в чёрном гетто. И то потом Данила разбирается с бандитами в несколько движений. Ах да, раз уж мы заговорили про Джеймса Бонда. Скромному и молчаливому дембелю из первой части не очень везло на личном фронте: Света бросила, а Кэт была только из-за денег. А во второй части герой лёгкой улыбкой покоряет Ирину Салтыкову, а в США совершает лучший подкат в истории кинематографа.

Второй фильм полностью деконструировал как главного персонажа, так и жанр боевиков. И при этом усиленно и грамотно не просто шутит, а откровенно угарает и над жанром, и над героем, и над его вселенной, и над самим зрителем. Фильм явно специально делался с целью быть более простым и незамысловатым. Но когда за дело берётся талантище вроде Балабанова, получается так тонко и умело, что могли бы позавидовать многие артхаусы. Это и моменты с покупкой немецкого оружия, и с покупкой авто и другие. Кроме того именно вторая часть пополнила копилку народных афоризмов. «Сила в правде», «Русские не сдаются», «Мы хусские не оманываем дуг-дуга», «Водочки нам налей, мы домой летим» и многие другие. Вторая часть заслужила всенародную любовь так же, как и первая. И успех обоих фильмов вдвойне забавен оттого, что никто не был удивлён эффектом от них сильнее, чем их создатель.

Так и задумывалось?

Может показаться, что как минимум первая часть является артхаусом, который создали исключительно из любви к искусству. Но авторская задумка Алексея Балабанова была несколько иной. Пожалуй, для начала, стоит рассказать о личности самого режиссёра.

Алексей Балабанов в своё время сам побывал на Афганской войне. Персонажи вроде Данилы Багрова брались не с потолка, а с личного понимания того, что чувствует человек который вернулся с войны. Балабанов окончил высшие курсы экспериментального кино в Петербурге и был другом Алексея Германа старшего, известного советско-российского режиссёра. Ещё до поступления Балабанов был знаком с Вячеславом Бутусовым, что в своё время вылилось в первый игровой фильм Алексея «Раньше было другое время». Отсюда и растут ноги у саундтреков его фильмов.

Первые работы Балабанова отличались откровенным сюрреализмом: «Счастливые Дни» по роману Беккета и «Замок» по роману Кафки. Что характерно, и там, и там прослеживается тема потерянного человека, который оказывается в чуждом ему мире (что заметно и в «Брате»). И вот неожиданно для всех сюрреалист и любитель высоких материй уходит в реализм и снимает «Брата». Почему так вышло? По словам самого Балабанова, интерес был исключительно коммерческим. Автор вместе со своим несменным продюсером Сергеем Селяновым уже несколько лет пытался найти инвесторов для того, чтобы снять «Про уродов и людей», но денег на реализацию сценария никто давать не хотел. Тогда Балабанов и вспомнил про свою старую задумку снять фильм про бандитов и музыкантов: режиссёр был знаком и с теми, и с другими. Это и вылилось в решение за три копейки снять недорогой, но хороший криминальный боевик, чтобы одновременно и заработать в прокате, и привлечь инвесторов на фестивалях. Сценарий к «Брату» был написан за одну-две недели, Балабанов хотел всё отснять за осень и очень торопился. Первоначальный сценарий был намного мрачнее, а главный герой был откровенным подонком. Но всё изменилось, когда кандидатом на главную роль стал Сергей Бодров.

По словам самого Балабанова, он всегда больше стремился переносить образы из реальной жизни на экран, чем заставлять актёров перевоплощаться. После встречи с Сергеем Бодровым и беседы с ним Балабанов понял, что он совсем не выглядит как мерзавец, который был в изначальном сценарии. Что сделал Алексей? Оперативно переписал сценарий под Бодрова. И с тех пор между ним и Сергеем была вечная игра в поддавки. Бодров всегда говорил, что его вклад в «Брата» минимален и что у него реального нет ничего общего с Данилой. А Балабанов всегда говорил, что герой был переписан именно под Бодрова и именно благодаря главному актёру фильм стал таким, какой он есть. Тем не менее, одно отрицать нельзя. Вклад Бодрова в фильм действительно был феноменален, но он во многом удался и благодаря остальной съёмочной группе. А что она из себя представляла?

Многие актёры и члены съёмочной группы согласились сыграть за символическую плату. Старый друг режиссёра Вячеслав Бутусов согласился сняться в фильме и написать к нему саундтрек, а взамен Балабанов потом должен был снять клип на его песню, что потом и случилось. Все члены съёмочной группы работали в кустарных условиях, но с большим профессионализмом. И это камень в огород тех, кто заявляет, что снимать хорошо не получается из-за нехватки бюджета. А то, что фильм изначально был коммерческим проектом – валун в поле тех, кто лепит второсортные поделки с полным неуважением к зрителю. Съёмки продлились 31 день, фильм вышел в прокат и тут понеслось…

Бешеный успех и всенародная любовь зрителей, награды на фестивалях, после проката видеокассеты с фильмом разлетаются быстрее бесплатной самсы, а аудиокассеты и диски с песнями из фильма сметаются с прилавков быстрее сахара. Но это мелочь по сравнению с настоящим культом, который возник вокруг фильма. И самое смешное, что автор фильма такого не то что даже не представлял, а до конца жизни не считал «Брата» настолько хорошим фильмом. Если Балабанов хотел, чтобы зрителям было жаль Данилу Багрова, то сами зрители видели в герое «Брата» чуть ли не мессию. И вот, просто представьте, фильм, который задумывался как незамысловатый, но качественный боевик, в одночасье возводится в культ. Его смотрят и пересматривают по сотне раз, песни из фильма звучат из каждого магнитофона. Люди находят в кинополотне новую национальную идею и ждут, когда главный герой пойдёт по воде. А Алексей Балабанов, главный виновник всего этого непотребства, сидит в лёгком шоке и думает: «Мда… бывает…»

Вдвойне забавно, что некоторые стали искать в фильме аллюзии и метафоры даже там, где их не было и в помине. Это как на школьных уроках литературы, когда учительница ищет в стихах скрытый смысл, которого в них нет. И идеально отражает реальное отношения Балабанова к своему творчеству моменты с трамваями. На протяжении долгих лет все находили и объясняли скрытый смысл трамваев, которые мелькают в его фильмах. А правда оказалась куда проще. По словам Балабанова, ему просто всегда нравились трамваи и то, как они смотрятся в кадре – только и всего.

Тем не менее, это ни в коем случае не упрёк с сторону режиссёра, а наоборот — стремление подчеркнуть его достоинства. Алексей Балабанов никогда не считал себя гениальным и великим творцом. Но при этом он обладал неоспоримым талантом и огромной любовью и уважением к кино и кинозрителям. Он не зазнавался и не считал себя великим мыслителем и всегда был на одной волне со зрителем. Оттого, снимай «Брата» кто-то другой — и получилась бы либо второсортная история про бандитов, коих было много и тогда, и сейчас, либо откровенный артхаус, снятый с целью самоутверждения. Но умелый и ответственный автор смог собрать команду таких же самоотверженных профессионалов и снять по-настоящему отличное кино, полное понятных и доступных смыслов, которые зритель смог понять и полюбить.

С «Братом 2» ситуация была уже несколько иной. После успеха первого фильма Балабанов точно понял, чего хочет аудитория. Кроме того, времена менялись, и вместе с ними менялся и кинематограф. Поэтому второй фильм также снимался с коммерческой целью, но в этот раз, ещё более грамотно и дорого. Если при написании сценария к первому фильму Балабанов интуитивно сублимировал реалии своего окружения, то сценарий ко второму фильму обыгрывал тему всё ещё популярных на тот момент американских боевиков. Первый фильм явно почерпнул несколько моментов из «Рэмбо» и «Однажды в Америке», а также заметно напоминает «Таксиста» Мартина Скорсезе. Но всё же он был больше привязан к российским реалиям, а у Данилы было куда больше общего с героями перестроечных фильмов вроде «Асса» и «Игла». Второй же фильм изначально обыгрывал фильмы со Стивеном Сигалом, Жан-Клодом Ван Даммом и Джеки Чаном. Но не путём бездумного копирования, а грамотного заимствования основных идей и их адаптации на российские реалии. И это к вопросу о том, что и как стоит заимствовать из иностранного кино.

Второй фильм заслужил такую же всенародную любовь, как и первая часть. Цитаты из фильма навсегда уходят в народ, а Сергей Бодров навсегда ассоциируется с народным героем. Данила Багров и его образ из второго фильма настолько укрепился в сознании российского зрителя, что все последующие герои криминальных фильмов волей-неволей сравниваются с ним и проигрывают. Превзойти всенародную любовь не получилось ни у Саши Белого, ни у ребят из «Бумера», ни у других менее известных персонажей. Ещё одним показателем значимости фильмов стало цитирование и пародирование в других произведениях. Сцены и сюжетные ходы из них обыгрывались и в «Осторожно, модерн!», и во «Внутри Лапенко», и в клипе Монеточки и даже в а четвёртой ГТА.

Ещё, что характерно, «Брат» и «Брат 2» стали фильмами, которые объединяют поколения. И если успех среди зрителей на время выхода ещё можно как-то списать на нехватку аналогов, то любовь среди людей, рождённых после выхода фильма, — уже явный показатель ценности произведения. Эти фильмы любят и ценят люди разных возрастов и поколений: от юных студентов и студенток до пожилых пенсионеров. Если подытожить, то «Брат» и «Брат 2» — идеальные примеры того, как небольшая задумка в руках талантливых творцов может стать великим произведением, которое будут почитать даже спустя несколько десятилетий.

Немного про картину и звук

Помимо смысловой составляющей фильмов, нельзя не упомянуть их художественные решения. Оператор фильма Сергей Астахов вообще заслуживает отдельной заметки. Помимо работы над обоими картинами в качестве своей основной специальности он проявил себя и как человек разносторонних способностей. Например, именно он сыграл дальнобойщика в конце первого фильма, потому что из всех членов съёмочной группы только он умел водить грузовик, а все приглашённые каскадёры не устроили Балабанова по уровню актёрских способностей. На съёмках же второй картины он напугал американских пиротехников. Забугорные спецы отказались делать самопал для съёмок под предлогом опасности, тогда Астахов смастерил его за несколько часов.

В первом фильме есть целый ряд нестандартных операторских и монтажных решений. Фильм часто уходит в эффект затемнения при переходе между сценами. Обычно, кинематографисты используют подобный переход один-два раза за фильм. чтобы размыть у зрителя ощущение времени. Балабанов же использует его раз десять только за первые полчаса. И данное решение создаёт ощущение своеобразного помутнения, у зрителя полностью размывается ощущение времени. В фильме между событиями при переходе может пройти как несколько минут, так и несколько дней. И, пожалуй, от этого между зрителем и персонажем создаётся ещё большая эмпатия. Зритель подсознательно чувствует, как размыто и притуплено мировосприятие главного героя, и от этого ему ещё больше хочется сопереживать.

Ещё, чем заметно отличаются оба фильма – это манерой к показу насилия. Первый фильм более мрачен и суров, но моменты, когда должно произойти что-то наиболее кровавое и жестокое, остаются за кадром.  Это и момент убийства Чечена, и насилие над Светой и другие сцены. Почему так? Частично, скорее всего, от нехватки бюджета. Но в то же время, такое решение грамотно сыграло на руку художественной целостности фильма. Картина и так показывалась неоптимистичная, а подобные сцены наверняка свели бы фильм в жанр откровенной чернухи. А так зритель сам всё прекрасно понимает и дополняет картину без отторжения. Кроме того, всё-таки фильм снимался в непростое время, когда люди часто наблюдали насилие на улицах. Поэтому как минимум не сыпать соль на рану – было правильным решением.

Заметно другая ситуация со второй частью. Тут и бюджет побольше, и возможностей для зрелищных сцен. Конечно, творцы снова используют знакомый приём. Например, в моментах, когда Сухоруков стреляет из пулемёта или Данила убивает сутенёра, пришедшего за Дашей. Но в то же время зрителей радуют сценой погони, где каскадёры ставят копейку на два колеса, и сценами перестрелок. Отдельно стоит отметить сцену с перестрелкой в клубе, которая явно вдохновлена фильмами Джона Ву, привет «Круто сваренные».

Если же начать разбирать саундтрек фильмов, то можно надолго увязнуть в теме. Первый фильм изначально и создавался с большим акцентом на музыку и саундтрек от Nautilus Pompilius и, без скидок, на их музыке держится как минимум пятьдесят процентов всей атмосферы фильма. Во второй части создатели подошли намного шире к подбору музыки. И подошли настолько сильно, что после премьеры в Москве состоялся отдельный концерт с композициями из фильма. А некоторые песни так и вовсе до сих пор плотно ассоциируются именно с фильмом. Кроме того, создатели грамотно использовали саундтрек и для персонализации персонажей. Герои обзаводились личными лейтмотивами, герой Сухорукова, например, неизменно появлялся под «Вечно молодой».

В целом оба фильма могут служить образцом для подражания. Первый – как сделать отличную картинку и звук при минимуме бюджета. А второй — как грамотно распорядиться крупным бюджетом и возможностями.

А стоит ли просмотра в кинотеатре?

Стоит ли идти на «Брата» и «Брата 2» в кино? Стоит. Мы посетили сеанс и получили огромное удовольствие от просмотра. В кинозале подсознательно хочется смотреть более внимательно и неотрывно. Кроме того, при просмотре на большом экране можно заметить детали, на которые раньше не обращалось внимание. Например, при просмотре первого фильма мы заметили, как герой Бодрова первое время в Петербурге ходит с армейским вещмешком. Любители метафор и скрытых смыслов тут же могут заявить, что так режиссёр показывает, как персонаж несёт за собой военное прошлое. Но по нашему мнению, этой деталью Балабанов просто дополнил внешний образ персонажа, который недавно был уволен в запас. А может, это просто удачное совпадение. Если вы находитесь в раздумьях, идти или не идти на «Брата» и «Брата 2» в кино, мы можем ответственно заявить – идите. Не пожалеете.

Георгий Фадин

0 лайков