Торт или блины с икрой?

«Няръяна вындер», г. Нарьян-Мар, Ненецкий автономный округ

Студенты Ненецкого профессионального училища и Ненецкого аграрно-экономического техникума им. В. Г. Волкова рассуждали о преимуществах традиционной и современной свадьбы

Один из свадебных головных уборов коми-ижемки – гöна юр. Фото: Екатерина Эстер

Диспут на близкую молодёжи тему организовал Этнокультурный центр НАО.

Об особенностях празднования свадьбы на Русском Севере студентам рассказал Иван Теренков, заведующий сектором фольклорно-этнографических материалов Вологодского центра народной культуры. Он приехал в НАО по работе, но, пользуясь случаем, пообщался с ребятами, объяснил тонкости свадебного обряда.

– Как и у всех современных людей мой брак зарегистрирован в ЗАГСе, но поскольку мы с женой много лет занимаемся фольклором, не могли не сыграть традиционную свадьбу после венчания. Мы были в традиционных нарядах, при этом невеста сама их сшила, – поделился Иван Теренков. – Формат свадьбы, конечно, может меняться, неизменными должны оставаться ценности. Вступая в брак, человек берёт на себя ответственность перед семьёй, избранницей и избранником, затем перед детьми. А в белом платье или красном сарафане выходить замуж, подать гостям торт или блины с икрой – выбор каждого.

Кстати, по словам нашего гостя, в Вологде всё популярнее становится отмечать свадьбы именно в традиционном стиле.

О том, как выдавали замуж коми-ижемских девушек гостям мероприятия рассказали специалисты окружного ЭКЦ и даже показали фрагмент старинного свадебного обряда – родительское благословение невесты перед венцом.

Ижемские девушки и замужние женщины носили разные головные уборы. Только во время свадебного обряда они сменялись несколько раз. Зрителям представили гöна юр – головной убор, украшенный лисьим мехом. Его надевали поверх платка, накинутого на голову как покрывало. В девичестве же ижемки сворачивали платок в валик и повязывали как ленту.

Во время обряда родители и крёстная благословляли дочь иконой Богородицы. Девушка перед каждым из них преклоняла колени и исполняла плач, в котором просила благословить её на жизнь в счастье и достатке. Затем невесту, опять же через платок, передавали жениху, и молодые отправлялись на венчание в церковь.

В современном мире венчание совершается уже после регистрации брака, тем не менее многие пары и сегодня считают обязательным пройти этот обряд.

– Брак для церкви, конечно же, свят. Многие говорят, мол, брак – просто штамп в паспорте. Это не так. Мужчина возлагает на себя юридическую и духовную ответственность, когда берёт девушку в жёны. Почему мне больше близка традиционная свадьба? Потому что она имеет больше духовной наполненности союза. Сейчас многие женятся, когда уже прожили несколько лет вместе, о какой духовности говорить – непонятно. Церковь смотрит на брак как на святость, семья – малая церковь. Муж должен любить свою жену, как Христос возлюбил свою церковь, – рассказал студентам священник Нарьян-Марской и Мезенской епархии Артемий.

Затем студенты сами рассуждали на заданную тему и привели аргументы в пользу современной и традиционной свадьбы. Безусловно, в современной свадьбе меньше ограничений. Те, кто отстаивал этот вариант, подчеркнули значимость свободы выбора нарядов, проведения церемонии и организации мероприятия. Их оппоненты согласились с тем, что при проведении традиционной свадьбы необходимо соблюсти множество условностей, зато можно окунуться в культуру своего народа. Это важно и интересно особенно в таких регионах как Ненецкий автономный округ.

При этом обе команды оказались едины во мнении, что самое главное в семейной жизни уважение и взаимопонимание – ценности, которые должны быть незыблемы вне зависимости от того, как молодожёны решат сыграть свадьбу.

Юлия Горбонос
0 лайков