900 свечей в память о блокаде

«В любимом городе и области», г. Санкт-Петербург

Блокада была тем станком, на котором опознавалось добро и зло в человеческой натуре. Ничего не было скрытно, все было ясно до предела.

 

Д. С. Лихачев

В истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов хватает драматических и трагических страниц. Можно назвать это настоящей историей геноцида, который растянулся чуть ли не до самого конца войны.

Наступление на Ленинград началось сразу же, в 1941 году. Группировка из немецко-финских войск успешно продвигалась вперед, взламывая оборону советских частей. Несмотря на отчаянное сопротивление защитников города, уже к августу все железные дороги связывающие город со страной были перерезаны. В результате чего основная часть снабжения была нарушена. Так когда же началась блокада Ленинграда?!

8 сентября!

8 сентября 1941 года считается основной датой начала блокады. Несмотря на жесточайшие по своему накалу бои на подступах к городу, с наскока гитлеровцы взять его не смогли!

Начался систематический обстрел Ленинграда, который продолжался всю войну. У немцев был простой приказ относительно города: Стереть город с лица земли. Все защитники должны быть уничтожены! (По другим сведениям – Гитлер просто опасался, что при массированном штурме потери будут неоправданно велики, а потому и отдал приказ о начале блокады.)

«Город должен был упасть в руки как созревший плод»

В блокадном городе оставалось 2,5 миллиона взрослого населения и около 400 тысяч детей. Наступило тяжелое время. Нехватка медикаментов, продовольствия, а значит, и пропитания. Люди стали умирать.

Было подсчитано, что на город за период блокады было сброшено не менее сотен тысяч бомб и 150 тысяч снарядов…

Все это приводило как к гибели людей, так и к страшнейшему, фактически, разрушению города, его исторического и ценнейшего наследия, архитектурных памятников, музеев, архивных документов, ценных книг и библиотек. Самым тяжелым оказался первый год. Немецкой артиллерии удалось разбомбить продовольственные (так называемые в народе «Бадаевские») склады. В результате этой бомбежки город полностью лишился продовольствия.

По рассказам жителей и очевидцев блокадного города…

«Мы жили рядом, на Синопской набережной. Бомбежка началась ночью, все спали, а утром, когда чуть рассвело, кто мог, побежал к складам. Амбары были большие, высокие, там до войны хранили различные продукты… так вот, ничегошеньки не осталось, все сгорело и перемешалось с землей. Мы с соседкой, Аней Григоренко, прибежали почти первые, а там уже люди, кто постарше был, сгребали землю. Мы тоже стали собирать в мешок, не зная зачем. Принесли мешочек домой, а бабушка похвалила нас, пожалела, что мало взяли. Оказалось, что при бомбежке разорвались мешки с сахарным песком, и все перемешалось с землей. Так мы и пили чай, бабушка просеивала как-то землю, и кипяток был хоть и черный, вроде как чай, но зато сладкий. На следующее утро асфальт был “вылизан” до самого покрытия». Надя Антонова, 8 лет, 1941 год.

В 1941–1942 году Красная Армия предпринимала несколько попыток прорвать блокаду города на Неве, но ни одна не увенчалась успехом.

Но город жил. Продолжал бороться и работать. В трудной ситуации, в тяжелых жизненных условиях голодающие и мерзнущие люди не бросали друг друга. Приходили на выручку умирающему, но не сдающемуся городу. Да и лютая зима была вроде как временной «помощницей».

Финский залив и Ладожское озеро. Это единственное, что связывало Ленинград со всей страной. По замерзшему льду водители грузовиков проложили дорогу.

«Дорогу жизни!»

Название «Дорога жизни», которое дали ленинградцы ледовой трассе через Ладожское озеро, начавшей работу 22 ноября 1941 года, – не поэтический образ. Это был единственный путь, позволивший осажденному Ленинграду выжить и даже помогать фронту, куда поступали производившиеся в блокадном городе вооружения.

Эта дорога спасала ленинградцев до самого прорыва блокады. Зачастую лед обламывался, машины проваливались, немцы продолжали бомбить ледяную переправу, образовывая глубокие полыньи, гибли люди, тонули машины, но дорога жила…

Еще долго «смотрели» машины, ушедшие под лед, горящими фарами, словно освещая дорогу из небытия к новой жизни. И она настала! А помогали в этом все.

«Малая дорога жизни»

Ведь помимо этой «Дороги жизни» была еще одна. Малая дорога, проходившая по Финскому заливу.

Движение по ледяной, «Малой Дороге жизни» началось 21 декабря, когда лед промерз до 10 сантиметров.

27 января – одна из важнейших дат в истории города Ленинграда. Эта святая дата, дата памяти и тех, кто воочию видел и пережил это страшное время. На Пискаревском мемориальном кладбище прошла торжественно-траурная церемония, посвященная 78-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов, траурные церемонии также состоялись и в других памятных местах, связанных с историей блокады Ленинграда.

Возлагались венки и цветы к монументам. Вспоминали об этом и в Кронштадте при свете свечей. В память о павших во время блокады зажгли 900 лампад у Стелы Воинской славы.

К патриотической акции, организованной Кронштадтским морским собранием, присоединились ветераны и командование 907-го учебного центра ВМФ. Каждая зажженная свеча стала символом горящих сердец людей, которые помнят страшные годы Великой Отечественной войны.

Ледовая трасса

Как вспоминали участники обороны Ораниенбаумского плацдарма, осенью 1941 г. снабжение группы войск и населения шло не только по Морскому каналу из Ленинграда, но также и окружным путем: от Ленинграда по Сестрорецкому шоссе до мыса Лисий Нос, оттуда на баржах по заливу до Ораниенбаумского порта.

В середине ноября залив начал замерзать. Движение судов остановилось. В это время ситуация с продовольствием, боеприпасами, горючим приобрела катастрофический характер. Спасти могла только ледовая дорога. По Ладоге уже шли караваны машин. А на заливе все никак не хотел встать лед.

Наконец первая колона из 30 машин вышла на лед из Малой Ижоры. Было это 17 декабря 1941 года. Расстояние 24 километра до Лисьего Носа преодолели за шесть часов. Позже водители приноровились и совершали по несколько рейсов. Но этот памятный рейс остался в истории, поскольку открыл ледовую трассу.

В сентябре 1943 г. Военный совет Ленинградского фронта представил в Ставку предложения по разгрому фашистов под городом на Неве. Смелость плана состояла в том, что наступление должно было начаться не с Большой земли, а с плацдарма под Ораниенбаумом – небольшого пятачка нашей земли, который держали с сентября 1941-го…

«Все ленинградцы и питерцы вспоминают те далекие дни»

И жители Кронштадта, ВСЕ, КТО ПЕРЕЖИЛ БЛОКАДУ, вспоминают этот день, 27 января, дату нашей Ленинградской Победы! «Эта дата понятна и нам, кронштадтцам, которые не просто пережили блокаду. Они боролись, жили в это время, и, самое главное, через Кронштадт проходила малая дорога жизни», – отметила глава МО города Кронштадта, член попечительского совета Кронштадтского морского совета Наталья Чашина.

Кронштадтское морское собрание не могло остаться в стороне от такого события. В городе прошло немало мероприятий, в которых участвовали и ветераны, и школьники. Естественно, пандемия наложила свой отпечаток, но несмотря на это Кронштадтское морское собрание проводит митинг памяти и по уже ставшей традиции зажигает лампадки и свечи, которые выложены фразой: «900 дней и ночей» и символизируют именно те события. Конечно, мы не смогли выложить лампады по тому количеству погибших людей, но символ «900 дней и ночей» всегда присутствует.

Организовали: Кронштадтское морское собрание, и на переднем плане выступает 907-й учебный центр ВМФ. Заместитель Кронштадтского морского Собрания – он же заместитель учебного центра, капитан 2-го ранга Тындит Владимир Михайлович. Вот он по поручению морского Собрания всё и организовал. На церемонии присутствовали руководители учебного центра, представители администрации города, глава города Олег Анатольевич Довганюк и глава муниципального совета Чашина Наталья Федоровна, они оба являются членами Попечительского Совета, Капитанская Галина Валерьевна, член Общественной палаты СПб.

Своими воспоминаниями с нашей газетой поделился бывший глава Кронштадта, Горошко Александр Михайлович – ныне Сопредседатель Кронштадтского морского совета.

Четыре-пять в минуту снарядов и бомб!

Вы знаете, утром я услышал повтор речи Левитана, который сообщал жителям Ленинграда о прорыве блокады, о снятии блокады и о полном освобождении Ленинграда от фашистских захватчиков. Обстрел Ленинграда полностью прекращен!

Я взял цифры выпущенных снарядов и бомб и сам посчитал. По моим подсчетам, каждую минуту, в разных районах города, за период блокады, за все триста дней было выпущено, повторяю, каждую минуту было выпущено по 4–5 бомб и снарядов в разные уголки Ленинграда.

А люди жили, жили и работали, как могли, и выстояли

– Во время войны Вы были маленьким мальчиком, у Вас остались какие-либо воспоминания рассказов Ваших родителей, дедушки, бабушки?

– Конечно, конечно. Я вспоминаю такой уникальнейший случай. Дед по линии мамы, Никифор Петрович Туленов, он участник войны был, и бабушка получает на него похоронку.

– Что он погиб?

– Да. Погиб геройски в бою. И вдруг она получает письмо, после похоронки – письмо.

– От него?

– Да! После долгого времени он приехал домой. Долго лежал в госпиталях, весь израненный, без руки.

– А где он служил, под Ленинградом?

– Он был сержант, минометчик, служил на разных фронтах, в разных войсках: и саперных, и в инженерных, мосты строили, и в атаках различных ходил. И у меня до сих пор храниться эта похоронка. Бабушка сберегла.

– Как живое напоминание исторического факта Вашей семьи?

– Да. Я передаю ее детям, внукам, а дети передут ее правнукам и далее…

– У Вас три поколения продолжают морские традиции, четвертое подрастает. Что Вы пожелаете современной молодежи?

– Самое главное – это память. Без памяти прошлого нет будущего. Любите ту страну, в которой вы живете, в которой вы родились. Это ваша Родина, другой не будет. И надо быть готовым в любой момент выступить с оружием в руках и защищать свою родину, свое отечество.

Вот такая цель и такая задача сегодняшней Благородной акции…

Галина Капитанская

0 лайков