История страны и кавказская тема в ёлочных игрушках

«Советская Адыгея», г. Майкоп, Республика Адыгея

Позади новогодние праздники, наступили рабочие будни, и теперь уже по-настоящему закончились новогодне-рождественские тягучие, очень домашние дни с редкими из-за пандемии походами в гости, салатом оливье, запахами ели и домашнего бисквита. Уже разобрали елки, отправили «по домам», в многочисленные коробочки, деда-мороза и снегурочку, игрушки на прищепках родом из 1970-х, дождики и снежинки, красные шары и новомодные стильные серебристо-белые «концептуальные» украшения. Как связаны елочные игрушки и политика, как в елочных игрушках отражается история нашей страны, как появилась кавказская тема в новогодних украшениях — об этом в моей новой авторской колонке.

Модные каноны

Украшать свои дома к Новому году в Европе стали еще в Средние века. Касательно первой половины XVI века можно уже говорить о модных канонах, по которым было принято украшать еловые деревья. Основные правила украшения новогодней ели не изменились с тех пор — вместо «вифлеемской звезды» макушку ели украшают стилизованные наконечники; яблоки, олицетворявшие библейский «запретный плод», заменили роскошные шары, а горящие свечи — гирлянды и серебряные дождики.

В Средние века на елку обязательно вешались фигурки из вафель — как прообраз пресных хлебцев, которые употреблялись при обряде причастия. До середины XVIII века украшения вообще были съедобными — к вафельным фигуркам теперь добавляются орехи, сладости и фрукты.

Нарядными елочные украшения становятся со второй половины XVIII века. Еловые шишки и пустые яичные скорлупки начинают золотить, на елке появляются бумажные цветы и мишура, а также феи и ангелы из латуни.

В 1960-е появились ватные игрушки — серия девочек в национальных костюмах «15 республик — 15 сестер». Три из них олицетворяют кавказские республики — Грузию, Армению и Азербайджан. Тогда же развивается и кавказская тема — храбрые джигиты в папахах и черкесках органично входят в набор елочных украшений

Первые елочные шары были изготовлены в 1848 году в городке Лауша в Тюрингии. Рождественские шарики делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками. А в 1867 году в Лауше открыли газовый завод, и стеклодувы стали производить тонкостенные шары любых размеров. Шары, виноградные гроздья, птицы, рыбки, кувшинчики, амфоры, покрытые серебряной и золотой пылью, расходились по ведущим европейским рынкам.

Традиция украшать

Как я писала в предыдущей колонке («СА» №240 от 30.12.2021 г.), в России обычай наряжать елку и делать это именно к Рождеству, которое отмечалось по старому стилю 25 декабря и было главным зимним праздником (а Новый год был просто продолжением), закрепился при Николае I. Хотя детские елки устраивались при дворе Павла I еще в конце XVIII века.

Первые елочные игрушки в России были съедобными — фигурки из песочного теста оборачивались в цветную, золотую или серебряную фольгу, на елке красовались золоченые орехи, яблочки и, конечно же, свечи.

В СССР долгое время елка была запрещена, но в 1937 году вместе с Новым годом и елочными игрушками вернулась в жизнь. Однако к тому времени ушли в прошлое и ремесленные артели, производившие елочные игрушки: на стеклодувных фабриках больше не делали изящных тонких шаров, да и просто нарядных игрушек было не найти.

Первый Новый год с советской елкой в 1937 году люди встречали скромно, и елку наряжали самодельными бумажными снежинками, коробками из-под конфет, куклами и плюшевыми мишками. Позже в советских журналах, особенно женских и детских, появятся статьи с рекомендациями по украшению елок и изготовлению специальных игрушек, которые должны быть блестящими, нарядными и праздничными. Журналы «Работница», «Крестьянка», «Общественница» в предновогодние дни были нарасхват. В 1936-м по всей стране открываются фабрики елочных игрушек, самые крупные — в Москве, Ленинграде, Горьком. Украшения делают из ваты, папье-маше, картона и бумаги. Возвращается и искусство выдувания стеклянных шаров — они не отличаются красотой, стоят дорого, но очень ценятся. На шарах советская символика, портреты советских вождей, гербы и флаги республик. Игрушки тех лет идеологизированны — только в течение одного года, в 1937-м, была выпущена серия елочных шаров с изображением членов Политбюро. Ленин и Сталин красовались на красных шарах и фактически «висели на ниточках» рядом с хлопушками и грецкими орехами, завернутыми в фольгу.

В 1937 году в издательстве «Учпедгиз» выходит пособие под названием «Елка в детском саду» — детальное изложение того, как следует «правильно» наряжать елку: «Необходимо украсить верхушку пятиконечной красной или серебряной блестящей звездой. На средних ветках надо вешать игрушки, не требующие детального рассматривания: бонбоньерки, хлопушки, крашеные шишки, бутафорские овощи и фрукты, а на краях ветвей — аэропланы, парашюты, пограничника Карацупу с собакой Ингусом, паровозы и броневики. Новогодняя елка должна быть праздником счастливого детства, созданного в нашей стране огромными заботами партии, правительства и лично товарища Сталина о детях».

Кстати, пограничник 1930-х годов Никита Карацупа, «дедушка всех пограничников», стал одним из немногих героев советской истории, воплотившихся в елочную игрушку. Карацупа служил на Дальнем Востоке, на границе с Маньчжурией и Китаем, прославился тем, что поймал 338 нарушителей государственной границы, участвовал в 120 боевых столкновениях и однажды смог задержать диверсантов, пытавшихся взорвать мост.

В Великую Отечественную игрушки также выпускались (правда, в меньших масштабах) — нарядить елку значило на мгновение попасть в мир иллюзий и надежд на мирную жизнь. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами», «красным ястребком, сбивающим черный фашистский самолет», даже Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов...

Сказочные персонажи

После войны, начиная с 1947 года, 1 января снова стал выходным днем. Военная тема сменяется сказочной — сказочные персонажи, наверное, компенсировали трудности послевоенного быта. В 1949 году, к юбилею А.С.Пушкина, были выпущены игрушки с изображением персонажей сказок поэта. Теперь на еловых ветках красовались и блистали русалки, черноморы, Русланы и Людмилы. Появились и айболит, дед-мороз, снегурочка, герои Джанни Родари — Чиполлино, Тыква и Вишенки, а также белочки, медведи, зайцы…

Некоторые персонажи и украшения появляются под влиянием кино: герои фильмов тиражировались как елочные игрушки и находили свое место среди шаров и снежинок. После фильма «Цирк» на елках разместились цирковые артисты и негритята, а после рязановской «Карнавальной ночи» появились будильники и часы, на которых стрелки замерли в положении «без пяти двенадцать».

В начале 1950-х, когда с продуктами в стране были проблемы, изготавливалось много игрушек в виде фруктов, ягод и овощей (разумеется, несъедобных), предметов быта — чайников, самоваров и лампочек.

Тогда же, в 1950-х, появилась мода на стеклянные бусы и композиции из стеклянных шариков, бус и палочек.

В 1960-х годах, в эпоху правления Н.С.Хрущева, на елках преобладали, конечно же, игрушки на сельскохозяйственную и космическую темы — изобилие в виде «царицы полей» кукурузы, баклажанов, томатов, кабачков, фасоли, гороха сочеталось с елочными «спутниками», «космонавтами», «ракетами». Также в 60-е годы появились первые электрические елочные гирлянды: лампочки-шарики разных цветов: синие, желтые, красные, иногда расписанные снежинками и «морозными узорами», присоединенные к проводу, который включался в розетку.

В 1960-е в елочных игрушках впервые пытаются обыграть тему пролетарского интернацио­нализма (хотя справедливости ради надо сказать, что в конце 1930-х годов был выпущен шар «Пролетарский интернационализм»). Появляются ватные игрушки — серия девочек в национальных костюмах «15 республик — 15 сестер». Три из них олицетворяют кавказские республики — Грузию, Армению и Азербайджан. Тогда же развивается и кавказская тема — храбрые джигиты в папахах и черкесках органично входят в набор елочных украшений.

Важно упомянуть, что существующий в исламе запрет на изображение людей и животных долгое время ограничивал возможность распространения елочной игрушки в мусульманских семьях, особенно сельских.

История елочных игрушек — это история нашей страны со всеми ее победами и трудностями. Именно в советское время в СССР была создана оригинальная, самобытная елочная игрушка, ставшая частью праздничной культуры. Она хранит в себе историю чьих-то судеб, вкусов и даже мечтаний.

Наима Нефляшева

0 лайков