Ещё не «Шанель», но уже...

«Тюменская правда», г. Тюмень, Тюменская область

«Росводоканал» представил лучшие практики в области очистки стоков

Иловая карта. Фото: Росводоканал

Под занавес уходящего года ГК «Росводоканал» и НП «АРС- ПРЕСС» обсудили с региональными СМИ совсем непраздничную, но очень актуальную тему – канализационную. В технических регламентах ее деликатно именуют водоотведением.

– Мы привыкли ревностно следить за качеством питьевой воды, которая подается в дома. Однако такая специфика нашей отраслевой деятельности, как очистка стоков и утилизация отходов предприятий коммунальной сферы, находится за кадром общественного внимания, – открыл онлайн-встречу на информационной площадке «Интерфакс- Москва» генеральный директор ГК «Росводоканал» Антон Михальков. – А между тем по трубам системы водоотведения ежедневно утилизируются миллионы литров опасных отходов, поэтому от их работоспособности зависят жизнь и здоровье людей.

Важной частью экологической повестки являются вопросы утилизации осадка, образующегося в результате очистки сточных вод. Его объемы, по словам эксперта Росприроднадзора Сергея Свицкова, ежегодно достигают порядка 7-8 млн тонн. Иловый осадок либо сжигается, либо вывозится на полигоны для захоронения. Но так называемые иловые поля уже заполнены на 95%. Можно представить, что испытывают люди от такого соседства. Раздражающий запах сероводорода, загрязнение почвы и грунтовых вод… Словом, условия проживания далеки от комфортных. Борьба с накоплением осадка является сегодня первостепенной задачей, которую нужно решать незамедлительно.

В мире существует несколько способов переработки осадка. Однако универсального рецепта нет. Журналисты федеральных, региональных и отраслевых СМИ, участвующие в обсуждении темы «Опыт успешных концессий. Чистая вода. Чистый воздух. Чистая почва. Как новые технологии очистки стоков меняют экологию регионов», познакомились с методом каталитического сжигания. По мнению специалистов, это инновационная отечественная технология, разработка сибирских ученых.

– К строительно-монтажным работам мы приступили в 2018 году, а через два года установку по термокаталитической утилизации осадка запустили в опытно- промышленную эксплуатацию. Этот этап фактически пройден. В 2022 году объект мощностью 6 тонн в час будет полноценно работать. После сжигания образуется зола, которая используется для производства зольного кирпича, пенобетонных блоков, тротуарной плитки. В общем, безотходное производство, – пояснил, не входя в подробности из соображений секретности, директор по капитальному строительству «Росводоканал Омск», гендиректор «РВК. Катализ» Евгений Решетников.

– Сжигание – это наиболее универсальный метод, позволяющий максимально сократить объем и массу получаемых отходов, снизить количество загрязняющих веществ в осадке сточных вод и, в конечном итоге, использовать энергетический потенциал осадка, – оценил ноу-хау руководитель направления нормативно- аналитической работы ГК «Росводоканал» Дмитрий Будницкий. – К тому же, это доступная технология, минимизирующая воздействие на окружающую среду. Именно её мы считаем наиболее перспективной для тиражирования в других регионах. А что касается экологии в действии, то с 2010-го по 2020 годы наша компания направила на природоохранную деятельность более 4,7 млрд рублей.

Думается, коллегам было небезынтересно совершить виртуальный тур на сливные станции по вывозу стоков, в цех механического обезвоживания, в ситуационный автоматизированный центр. Тюменцы, к примеру, разработали и внедрили интеллектуальную систему управления водозаборами:

– Здесь все как в оркестре. Велижанские сооружения – те, что находятся дальше, аккомпанируют. По заданной программе они подают каждый час определенное количество воды. Второй водозабор, Метелевский, он ближе, солирует. В роли дирижера выступает компьютер, который определяет, когда солисту усилить свою партию, а когда замедлить ход. Насосы при этом включаются и выключаются по необходимости, а энергия подается экономно. За работой следят специалисты центральной диспетчерской службы, у них же на контроле около сотни канализационных насосных станций и столько же – водоснабжения. Все они исправно работают без непосредственного управления на местах», – эмоционально рассказывает запущенный ролик.

Вся жизнь Водоканала в реальном времени отображается на интерактивной карте. Такая же карта на планшетах мастеров, работающих в городе, и на смартфонах водителей спецтехники.

– Благодаря цифровым технологиям на верхних этажах домов всегда есть вода. В системе водоснабжения города поддерживается заданное давление. Бригады оперативно выезжают к месту работ, а руководители предприятия видят, где находятся техника и люди, чем они заняты. Это важно при применении оперативных решений. В результате мы обеспечиваем надежную транспортировку стоков, минимизируем риски их выхода на поверхность, – пояснил Дмитрий Бычков, директор по производству «Росводоканал Тюмень».

В декабре этого года исполняется четыре года, как компания заключила концессионное соглашение с администрацией города и правительством Тюменской области. Запланировано 22 млрд инвестиций. Планом мероприятий до 2031 года предусмотрена замена сетей водоснабжения и водоотведения, что позволит качественно улучшить характеристики обслуживаемых объектов, добиться показателей качества энергоэффективности, повысить комфорт жизни горожан.

Концессия, по мнению экспертов, является наиболее эффективным инструментом сотрудничества между частным оператором и муниципалитетами. Она дает возможность выстраивать долгосрочную модель модернизации коммунальных систем и привлекать различные источники финансирования.

Еще она проблема – работа с нецентрализованными стоками, проще говоря – с содержимым септиков и выгребных ям. Этот рынок до сих пор плохо регулируемый. В большинстве регионов на нем по-прежнему господствуют нелегальные возчики, которые собирают жидкие отходы и сливают их куда придется – в речку или в ближайший лес. И здесь Тюмень оказалась в фаворе, запустив в 2014 году пилотный проект, благодаря которому вывоз стоков стал контролируемым.

На территории очистных сооружений была построена современная сливная станция для приема и утилизации отходов. Рассчитанная на три тысячи кубов, она принимает в сутки около 400 ассенизаторских машин.

Автоматическая система считывания госномеров автомобилей позволяет уже на въезде в считанные секунды проверить, есть ли договор, деньги на счете. Коль все в порядке, поднимается шлагбаум – и машина въезжает на сливную станцию. Если вдруг у предпринимателя оказалось недостаточно средств, то цифровое табло уведомит его об этом. Водитель может пополнить свой счет через личный кабинет, где, кстати, в режиме онлайн отображаются все списания и формируются бухгалтерские и платежные документы.

– Цифровизация процессов привела к оптимизации расходов и сокращению затрат. Бумажные талоны, по которым раньше расплачивались возчики, очереди на их получение – все осталось в прошлом, – рассказала Екатерина Шаркова, коммерческий директор «Росводоканал Тюмень». – Об эффективности проекта говорят цифры: число предпринимателей, заключивших договоры, растёт. Строительство точно такой же КНС начнётся в 2022 году вблизи с. Мальково.

Любые усовершенствования и технологические новинки – это большие деньги. В Ростовской области, например, замена водопроводных сетей составляет менее 1% от общей протяженности, износ – 72%, потери – 50%. Как это повлияет на тарифы для населения? – озвучила вертевшийся у всех на языке вопрос газета «Наше время» из Ростова- на-Дону.

– Тарифная составляющая в сфере водоснабжения и водоотведения является существенной. По разным причинам тарифы в населенных пунктах различаются, в том числе и потому, что изначально они были установлены на разном уровне. Поэтому при их годовом росте на 3-4% разница может быть существенной: от 6 рублей в Дагестане, где используется чистая горная вода, до 200-300 рублей за куб в районах Крайнего Севера. Но средний тариф по стране 30 руб. за 1 куб.м, т.е. 3-4 коп. за 1 литр. Мы понимаем, насколько дешевая вода для потребителей в нашей стране. И за эти небольшие деньги «Водоканал» должен обеспечить строгое соблюдение качества воды, отвечающее санитарным нормам и правилам. Это нелегко, – пожаловался Будницкий. – Что касается тарифов для населения, то существует жесткий механизм ограничений их увеличения. Есть предельные индексы роста платы граждан: в среднем они не должны превышать 4% в год (фактически, это ниже уровня инфляции). Иначе это повлечет за собой кратный рост оплаты коммунальных услуг.

«Росводоканал» активно участвует в нормативно-творческой деятельности по изменению законодательства в сфере водоснабжения и водоотведения, к примеру, в части отведения ливневых сточных вод. Это огромная проблема. Во многих городах в период дождей улицы превращаются в реки, наносится вред имуществу, жизни людей. Оптимальным способом решения вопроса компания считает создание федерального оператора по управлению ливневой системой канализации, чтобы проблему можно было решать комплексно на уровне всей страны.

Группа компаний «Росводоканал» сегодня работает в семи регионах, обслуживая 6 млн пользователей. На долю компании приходится более 5% российского рынка водоснабжения и водоотведения. С 2007 года она реализует инвестиционные программы по развитию и модернизации инфраструктуры на общую сумму почти 103 млрд рублей. Лучшие практики, с которыми нас познакомил частный оператор, впечатляют. Но до идеала еще далеко.

Ольга Радутная

0 лайков