Опыленное воображение. В Смоленске открылась выставка «Пыль и небыль»

«Рабочий путь», г. Смоленск, Смоленская область

В предновогодние дни в смоленской галерее «Остров» открылась выставка художников из Студии тотального творчества

Фото автора

Первая часть в названии экспозиции продиктована арт-проектом «Перекрестное опыление», который студийцы реализуют в течение двух лет, создавая произведения из пыли и пыльцы растений. Эти, казалось бы, далекие от искусства материалы заменяют им краски и карандаши. «Перекрестное опыление в контексте арт-процесса означает обмен плодотворными идеями», — говорится в аннотации к проекту.

В условиях самоизоляции домашняя пыль стала оптимальным материалом для творчества — за ней не надо выходить из дома, можно ловить вдохновение в процессе уборки помещения.

При этом пыль весьма метафорична. Как правило, она несет в себе отрицательное значение, как символ разложения и антисанитарии. Однако ее субстанция отражает древнюю историю (пыль веков) и современную реальность, поскольку содержит элементы окружающей нас среды. По мнению ученых, в любой квартире можно найти частицы пыли вулканического происхождения, пыли из пустыни Сахара и даже внеземной пыли от комет и метеоритов. Пыльца же, наоборот, является символом продолжения жизни — это половые клетки растений, служащие для размножения.

Таким образом, в проекте «Перекрестное опыление» затрагивается тема распада и возрождения. Отдельные произведения разных авторов в экспозиции объединены в сюжетные блоки, где их неожиданное сочетание порождает новые взаимосвязи и смыслы. Небыль обнаруживается практически в каждой работе, где тематическое содержание выходит за рамки реальности, являясь вымыслом художника.

Так, у Елены Залогиной из пыли появляются кот и птицы, у Марии Ужакиной запылились лица и кактусы, а у Татьяны Новиковой в композиции «Пятый угол» отразилась личная «пыльная история». Александр Волков в диптихе «Археология. Пыль-Серебро. Пыль-Золото» объединяет идею пыли и древности. А Татьяна Фролова в серии «Пылевые работы» фиксирует процесс посева пыли, отсылая к поговорке «Что посеешь, то и пожнешь».

Еще один арт-проект студии, представленный в экспозиции, называется «Катаржина». Он посвящен русской и польской художнице Катаржине Кобро, 70-летие со дня смерти которой отмечалось в 2021 году. Ранние годы жизни и творчества этой выдающейся женщины связаны с Россией и Смоленщиной. Исторических и документальных свидетельств об этом периоде ее жизни очень мало. В рамках этого проекта художники сделали работы, посвященные Катаржине Кобро, отражающие ее биографию и творчество. Итоговая выставка по результатам этого проекта прошла в 2021 году в Художественной галерее Смоленска.

В «Пыли и небыли» к «Катаржине» отсылает серия фотоколлажей «Я и она» Мелании Малиновской, в которых автор сочетает внутренний диалог со своим «запылившемся» аlter ego и образную перекличку с творчеством Кобро, проецируя свое лицо на скульптуры художницы.

В рамках выставки прошла презентация нового арт-проекта студии под названием «Корчага всякого». Здесь в качестве объекта приложения творческой фантазии для художников предлагается уникальный экспонат Смоленского государственного музея-заповедника — амфора-корчага с древнейшей русской надписью «горо(у)хща». Исследование показало, что эта надпись сделана в первой четверти X века и является самой древней надписью на кириллице на территории России. Таким образом гнездовская корчага — это своеобразный символ русской письменности, ее памятник и исток. Спустя столетия этот сосуд, помимо исторического, приобрел глубокое символическое и метафизическое значение — капсула времени, хранилище памяти, накопитель информации, источник вдохновения.

Художники по-своему интерпретировали этот археологический объект, наполнив его архаичную форму новым метафорическим содержанием.

Так, в диптихе арт-группы «ЛеТа» под названием «Пуп Земли» горлышко корчаги окружено материками, а ее внутренность символизирует материнскую утробу. А в их же работе «QR-чага» qr-код переплетается с народным орнаментом, а сказочный археоптерикс воспаряет над обломками уходящих времен.

Мария Ужакина предлагает свою версию небыли — ее амфора в картине «Мираж» множится в пространстве и дробится на мелкие пазлы, вероятно намекая на неоднозначность русской истории (в переводе с английского puzzle — загадка, головоломка).

А у Любови Михайловой внутри корчаги над пламенем порхают аллегорические глаза, явно отсылая к знаменитым строкам Николая Заболоцкого:

…А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?..

Анатолий Соловьяненко

Справка

Студия Тотального Творчества (СтуТоТворч) — это сообщество творческих людей, ориентированных на передовые тенденции в современном искусстве, независимо от возраста, социальной принадлежности и профессии. В программе ее деятельности — теоретическое ознакомление и практическое освоение актуальных видов современного творчества. Проект предусматривает практические занятия в освоении передовых арт-технологий, мастер-классы известных современных художников, тематические лекции по актуальным направлениям искусства, проведение персональных и групповых выставок студийцев и их участие в выставках и фестивалях разного уровня, помощь начинающим художникам в адаптации их в региональный, всероссийский и мировой арт-процесс.

Галерея «Остров» находится по адресу: ул. Ленина, 12а. Посетить выставку можно по договоренности. Телефон для связи — 89203242496. Вход бесплатный.