Нечистые эпохи вырождения

«Наше время», г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Почаще запрокидывайте головы и глядите в небо

Мысли возвышенные, но неприятные

Тут под руку мне попался необычный праздник – 28 августа, День запрокидывания головы. Про что это? – не понял я. Зачем ходить с запрокинутой головой? Чтобы удобнее загреметь в люк? Оказалось, речь о другом. Устроители празднества рекомендуют в этот день хотя бы на время отрешиться от суеты, от «батьки» Лукашенко с автоматом, от всемирного дня топлес, когда женщинам предлагается гордо дефилировать с голыми грудями по городам и весям, и от прочих радостей жизни. Просто поглядите вверх, на звёзды. Почувствуйте себя частью Вселенной и подумайте о вечном.

А что? В этом есть своя прелесть. Как писал философ Иммануил Кант: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».

Вот и попробовал я запрокинуть свою седую, изрядно потрёпанную голову. Но, увы: удивление испытал, а с благоговением промашка вышла…

Со звёздами, в принципе, всё ясно. Космос, он и в Африке космос. Погружаешься в бездонную тёмную пропасть ночных небес, и поневоле начинают лезть в голову мысли возвышенные, но неприятные: что значит человек в бесконечной Вселенной? Убогий микроб, иппузория, как говаривал чудесный сказитель Борис Шергин. И на кой шут существует наш ничтожный организм свои 60-80 лет в просторах бесконечного Времени? И на-сколько ничтожны наши войны, политические разборки, суета о хлебе насущном… Тьфу! Но красиво до жути.

Так что не будем на этой панораме задерживаться. Начнёшь задумываться над бесконечностью пространства и времени, увлечёшься – и сбрендишь напрочь. Ни к чему оно нам, братья-славяне и земляне прочих мастей. Спасти от чувства безнадёжного ужаса может лишь вера в Бога, Всевышнего, Создателя. В то, что жизнь наша не кончается на бренном земном глобусе и каждому воздастся по вере его, делам и праведности. Без искренней веры во Всевышнего Создателя ты не стоишь даже плевка.

На этом, собственно, и основан День запрокидывания головы.

Живи днём нынешним, но не забывай о вечности. Чаще гляди в небеса.

Почему мы чужие на празднике жизни?

Тут читатель вправе перебить: и на кой ляд ты нам втираешь всю эту философскую муру? В России уровень жизни падает, Кудрин стращает восемью миллионами безработных, грядёт вторая волна коронавируса, у народа деньги на исходе – а ты распетюкиваешься насчёт чёрных дыр и туманности Андромеды! Здесь тебе не «Астрономический вестник»!

Каюсь, каюсь. Речь у нас, конечно же, пойдёт не о космических кораблях, бороздящих просторы Большого театра. От планид небесных постепенно спускаемся мы к моральному закону внутри нас. Вот тут у меня с товарищем Кантом ба-а-альшие разногласия. Напомню, что его душа наполняется каким-то там благоговением, когда он размышляет о человеческой морали. Нет, правда: казалось бы, людишки вместе с остальной живностью развивались на земле от низших форм к высшим, но только человек сумел создать некие нравственные принципы, духовные правила, что позволило ему стать царём природы и лихо изменять всё вокруг. Чудо чудное, диво дивное…

«Прогрессивная часть человечества» вслед за Чарльзом Дарвиным убеждена, что научный прогресс и невиданные открытия ведут гомо сапиенсов к счастливому будущему. Как у Чехова: потерпите, болезные, и будет вам небо в алмазах. Сами прикиньте: начиналось с неандертальцев, австралопитеков и прочей нечисти, которая орудовала палками-копалками. А нынче уже и по космосу бродим, и по интернету, умные машины создаём и даже искусственный разум! А то ли ещё будет…

Только почему-то с каждым днём радости у меня в душе всё меньше, господа станишники. Оглядываясь вокруг, замечаю, что жизнь не становится ни лучше, ни веселее. То есть для кого-то становится. Но почему-то не для нас с вами. Мы всё чаще ощущаем себя чужими на этом празднике жизни.

В чём же загадка, родные мои?

Научный прогресс плодит дегенератов

А разгадка и простая, и сложная. Мы, в отличие от наших далёких предков, разучились запрокидывать головы и вглядываться в бездонную пропасть вечности. Человечество обалдело от новых возможностей и открытий. А нравственный закон постепенно, но неумолимо стал загнивать и отмирать. Но оказалось, что без моральных принципов и устоев, которые вырабатывались веками и тысячелетиями, никакой прогресс не способен привести людей к счастливой, радостной жизни. С каждым днём всё больше открытий, возможностей, перспектив – и всё больше войн, несправедливости, пропасти между богатыми и бедными, скотство и гнусность берут верх в человеке, с бешеной скоростью плодятся садисты, маньяки, скотоложцы, некрофилы…

Почему так? Вообще-то ответ дан уже давно, поколениями мудрецов, философов, религиозных деятелей. В человеке борются два начала – духовное и плотское (или скотское). И каких бы интеллектуальных вершин он ни достигал, главное в том, какое из начал берёт в нём верх. Если победу одерживает скотство, любые достижения оборачиваются мерзостью. Потому-то Кант и благоговел перед нравственным законом в человеке и законом Божественным (тайна звёздного неба над головой). Но в том-то и дело, что скотское и духовное в нас борются постоянно. Причём животное, плотское человеку принять легче. Для этого не надо усилий. А вот чтобы жить по нравственным законам, отличающим нас от зверя, необходима работа над собой, противостояние соблазнам.

Особую тревогу забили многие учёные ещё в XIX веке. Например, имя Огюста-Бенедикта Мореля в психиатрии можно сопоставить с именем Дарвина в естествознании. Дарвин создал учение о развитии форм жизни от низших к высшим, а Морель, наоборот – учение о вырождении человечества. Его «Трактат о дегенерациях» (1857) вышел на два года раньше знаменитой работы Чарльза Дарвина о происхождении видов. Морель считал, что человечество идёт к своему закату, вырождаясь под влиянием наследственных болезней и ухудшения условий жизни. Он перечислял физические симптомы вырождения: нервный тик; асимметрия и перекос лица; косоглазие и другие дефекты глаз, в том числе – разноцветные глаза; сухорукость, хромоногость, раннее облысение и проч.

Ещё дальше пошёл Макс Нордау. Он написал труд «Вырождение», где утверждал, что развитие науки и культуры имеет обратную сторону: «Врач, изучающий нервные и душевные болезни, узнаёт в направлениях современного искусства и поэзии, в настроении мистиков, символистов, декадентов общую картину двух патологических состояний, с которыми он отлично знаком: вырождения и истерии…». Нордау подвергали резкой критике, однако многие его наблюдения оказались пророческими. Он перечислял многие виды извращений, которыми сегодня уже никого не удивишь. Но даже он не смог додуматься до превращения мальчиков в девочек, девочек в мальчиков, а также создания при помощи хирургии существ, объединяющих в себе мужские и женские признаки одновременно. Он предсказал однополые браки, но не додумался до браков девушек с лошадьми и юношей – с собаками и проч.

Сегодня мы видим, что часть человечества действительно вырождается. Причём процесс управляется целенаправленно той незначительной верхушкой общества, которая владеет властью и богатством, а значит, и силой. Именно эта «элита» стремится закрепить свою власть навсегда, а остальную, подавляющую часть человечества сделать объектом своих манипуляций, используя новейшие открытия. Уничтожаются нравственные законы, казавшиеся незыблемыми на протяжении веков. Ты свободен заниматься любым похабством и гнусью, это твоё право! – утверждают «властители умов». Главное – не покушайся на порядок вещей, установленный нами. Поэтому, будучи недовольным и даже возмущённым многими процессами, которые происходят в моём родном Отечестве, я полностью солидарен с властью в одном: мы любыми способами должны отстаивать духовность и нравственность, переданные нам предками. Западный «либерализм» современного толка для меня категорически неприемлем.

Впрочем, к чести Голливуда, стоит отметить: некоторые режиссёры под видом фантастических антиутопий «из будущего» довольно отчётливо показывают, что ждёт человечество при дальнейшем развитии событий. Наиболее известны «Голодные игры» Гэри Росса по роману Сьюзен Коллинз. Смысл прост: в будущем общество поделено на убогие дистрикты (резервации), которыми управляет город Капитолий – собрание зажравшихся представителей «элиты», владеющих совершенным оружием. Они постоянно выдёргивают из дистриктов по несколько молодых людей и заставляют сражаться между собой насмерть на потеху «избранным». Вроде гладиаторских боёв в Древнем Риме.

Здесь всё – и социальное неравенство, и управление рождаемостью, и озверение человечества. Вариация – фильмы «Дивергент» и «Инсургент», где представители «элиты» выискивают в дистриктах людей, которые способны противостоять попыткам управлять ими со стороны. Таких особей уничтожают. Но всё же появляются инсургенты – повстанцы, которые хотят сломать такое положение вещей.

Но суть – не в голливудских блокбастерах. Суть в том, что спасение человечества, каждого из нас – в сохранении нравственных ценностей, в стремлении к справедливости, в противодействии общественному неравенству, которое приводит к сумасшествию зажравшийся, оскотиневший олигархат и его детишек-«мажоров». Все эти бла-бла-бла о демократиях, свободах, «народовластии» – обыкновенная, наглая ложь тех, кто обладает реальной властью и манипулирует населением. Они уже сами не знают, куда девать неправедно нажитое добро. Но будут грести его до конца жизни.

Они неспособны запрокинуть голову и взглянуть на звёзды. Они неспособны увидеть Создателя.

Но мы-то с вами – можем. 28 августа – наш праздник. И мы будем оставаться людьми до тех пор, пока не лишим себя возможности видеть звёздное небо над головами и нравственный закон внутри нас. Давайте делать всё, чтобы не превратить нашу землю в скотный двор.

Александр Сидоров