Под символом мудрости и чуда

«Биробиджанер штерн», г. Биробиджан, Еврейская автономная область

Самым распространенным символом в Биробиджане является изображение меноры

На протяжении веков семисвечник-менора служит одним из главных еврейских символов. Его основное значение в иудаизме — божественный свет, мудрость, возрождение, бытие, чудеса. Этот образ — один из самых часто цитируемых у еврейского народа.

Гостей Биробиджана встречает на привокзальной площади фонтанный комплекс «Менора». Установлен он был в 2003 году. Авторы этого почти десятиметрового сооружения — хабаровские архитекторы Александр и Алевтина Мамешины. На XIV Международном фестивале «Зодчество-2006» их работа «Привокзальная площадь с фонтанным комплексом «Менора» была удостоена Серебряного диплома.

В 2014 году изображение этого фонтана попало на почтовую марку.

Кстати, похожая менора, изготовленная из камня, украшает площадь Биробиджана в китайском городе Ичуне.

В 2004 году предприниматель Ван Баолинь установил у заднего фасада областной филармонии декоративную композицию в виде эмблемы Биробиджанского фестиваля еврейской культуры — менора, стилизованная под скрипичный ключ.

Девятисвечная менора — ханукия — стоит у общинного центра «Фрейд». Изготовлена она была на предприятии Иосифа Бренера. Венчают сооружение светильники, которые зажигают в праздник Хануки.

Если пройтись по городу, то можно много раз увидеть стилизованное изображение семисвечника. Оно присутствует на ограждении вдоль проезжей части на проспекте 60-летия СССР, на ограждении набережной, городского парка, школы в поселке Птичник.

Впервые изображения меноры на ограждениях появились в 2004 году у здания общинного комплекса «Фрейд». Такие декоративные элементы здесь появились по инициативе Валерия Гуревича.  Изготовили их из чугуна в китайском городе Хэгане.

Белые меноры, окруженные растительным орнаментом, на фоне черного металлического основания создают определенный ритм и украшают город.

Применять еврейские символы в эмблемах и логотипах в Биробиджане стали в начале девяностых. До этого у нас использовалась обычная советская символика. В качестве примера можно привести эмблему 50-летия ЕАО. В 1984 году область широко отмечала свой золотой юбилей. Юбилейная эмблема состояла из красного полотнища, зубчатого колеса, колосьев пшеницы, строительных лесов … Эти же элементы можно было встретить в эмблемах почти каждого края или области СССР. И только цифра «50» у нас была выполнена в стиле еврейских букв — единственный национальный элемент в дизайне.

В 1972 году на сопке была возведена телебашня высотой 225 метров. Сопка с телебашней стала символом нашего города. Впервые ее изображение появилось на продукции биробиджанской обувной фабрики в 1997 году. Начальник цеха ширпотреба Игорь Светницкий предложил наносить  изображение сопки методом горячего тиснения на кошельки, портмоне, ремешки и другую продукцию, изготовляемую из отходов производства.

К круглым датам и знаменательным событиям в нашей области художники разрабатывали различные дизайнерские проекты. Выпускались плакаты, пригласительные билеты, значки и даже памятные медали с эмблемой данного мероприятия, и часто на них присутствовало стилизованное изображение биробиджанской сопки с телебашней.

К 55-летию Биробиджана художник газеты «Биробиджанер штерн» Олег Эскин включил в композицию эмблемы ту же сопку и менору. Получилась лаконичная, очень интересная работа.

В 1996 году область приобрела свой флаг и герб. Началась разработка и городской символики. Из нескольких представленных на рассмотрение конкурсной комиссии вариантов герба города Биробиджана ни один не соответствовал заявленным требованиям. Тогда вспомнили про эмблему Олега Эскина. Город получил свой герб в 2004 году. Художник и не предполагал, что его разработка праздничной эмблемы станет гербом города. Да и самого художника в Биробиджане уже не было – он к тому времени репатриировался в Израиль. В книге Валерия Гуревича «Все о Еврейской автономной области», изданной в 1997 году, — то есть за семь лет до принятия герба города — статья о Биробиджане проиллюстрирована эмблемой Эскина.

Из описания герба: «В лазоревом (синем, голубом) щите поверх шести тонких серебристых столбов — зеленый холм (сопки), увенчанный тонким серебристым острием…». Вот так: шесть тонких серебристых столбов, и ни слова о меноре! А может быть, правильнее было бы «семь синих полос, образующих менору»? Когда Олег разрабатывал эмблему, он точно изобразил менору, а не серебристые столбы.

В девяностые годы изображение меноры стали включать в композицию логотипов фирм и компаний. Например, эмблема государственной телерадиовещательной компании «Бира» состояла из изображения цветной меноры. Она  и сейчас украшает фасад здания наших телевизионщиков.

Товарищество с ограниченной ответственностью «Россаид» включило в свой логотип менору, контуры перевернутой на бок меноры угадывались в начертании аббревиатуры «Евобанка».

Ко Второму фестивалю еврейской культуры  художник Михаил Чернис (автор памятника в сквере Победы) разработал эмблему. Он придумал соединить изображение меноры и скрипичного ключа. Восьмиметровая монументально-декоративная композиция эмблемы, изготовленная из белого листового металла, несколько лет украшала площадь перед зданием областной филармонии и была демонтирована в 2004 году в связи с реконструкцией Театральной площади.

Фестивальная эмблема работы Михаила Черниса была замечательная по замыслу, хотя и несколько простоватая по восприятию. Ее позже переработала дизайнер Виктория Демихова, эмблема стала более интересной, динамичной. На ее основе были созданы десятки дизайнерских решений.

В Биробиджане изображение меноры встречается довольно часто. Она была в руках бегуна на эмблеме детских спортивных игр «Шолом». Семисвечник присутствует в эмблеме ежегодного конкурса ледовых скульптур «Хрустальная менора». Как логотип она, стилизованная под деревце, изображается на обложке литературно-публицистического альманаха «Биробиджан» (автор этого логотипа — биробиджанский художник Владислав Цап). Переплетение рук на значке общины «Фрейд» тоже образует менору. Детский садик №28 называется «Менора».

В Биробиджане изображение меноры встречается довольно часто. Она была в руках бегуна на эмблеме детских спортивных игр «Шолом». Семисвечник присутствует в эмблеме ежегодного конкурса ледовых скульптур «Хрустальная менора». Как логотип она, стилизованная под деревце, изображается на обложке литературно-публицистического альманаха «Биробиджан» (автор этого логотипа — биробиджанский художник Владислав Цап). Переплетение рук на значке общины «Фрейд» тоже образует менору. Детский садик №28 называется «Менора».

И, кстати, первое, что встречает автомобилистов при въезде в Еврейскую автономную область, — менора. Этот монументально-декоративный указатель был установлен на средства частных предпринимателей и других спонсоров к 80-летию области. Этот указатель представляет собой шесть изогнутых и один прямой вертикальные элементы с гербом области и текстом «Еврейская автономная область». На обратной стороне композиции читается надпись «Счастливого пути!»

Менора — интересный и красивый символ. Думается, что она еще не раз вдохновит художников и конструкторов на разработку новых дизайнерских решений.