Прощай, «Икарус»!

«Областная газета», г, Екатеринбург, Свердловская область

В Екатеринбурге до конца года могут списать все автобусы марки «Икарус». Громкое заявление сделал мэр уральской столицы Александр Высокинский на городском телеканале. Специалисты ЕМУП «Гортранс» подтвердили – легендарные икарусы, на которых хотя бы раз в жизни ездил каждый из нас, действительно уходят в прошлое. А вместе с ними – ещё одна частичка советской эпохи

Екатеринбурге до конца года могут списать все автобусы марки «Икарус». Фото: Павел Ворожцов

«Неубиваемая техника»

Первая партия икарусов, как рассказали в «Гортрансе», поступила в Екатеринбург в 1976 году. Она пришла на смену неудобным, дребезжащим «ЛАЗам» и «ЛиАЗам» и произвела фурор.

– На тот момент это были самые комфортабельные автобусы, и люди, конечно, очень радовались. В плане общественного транспорта это был настоящий прорыв, – вспоминает Виктор Табаков, директор филиала ЕМУП «Гортранс» – «Автобусные перевозки».

Поставки икарусов в уральскую столицу продолжались 22 года, причём как одиночных, так и сочленённых (всем известные «гармошки»). Всего за это время через Екатеринбург прошли более 600 таких автобусов. Последняя партия машин – 168 штук – поступила в 1998 году, после чего от закупки икарусов власти отказались. Город сделал ставку на транспорт других марок, но икарусы уже прочно вошли в жизнь горожан.

–  Наверное, сказалось их качество. Это, как говорят, неубиваемая техника. С годами у этих автобусов ухудшилось только состояние кузова – железо не выдерживает испытание временем. Всё остальное по-прежнему исправно. И вместимость, конечно, сыграла свою роль, ведь те же «гармошки» могут за один рейс перевезти больше 100 человек, – сказал Виктор Табаков.

Справка «ОГ»

«Икарус» (Ikarus) – венгерская компания, специализирующаяся на производстве городских и междугородных автобусов. С 1973 по 2002 год выпускала одиночные и сочленённые автобусы («гармошки») особо большой вместимости. Основными потребителями этого транспорта стали страны Совета экономической взаимопомощи –  Болгария, Польша, Румыния, Чехословакия, СССР. В СССР икарусы работали практически во всех регионах.

Спасатели окраин

Сегодня по Екатеринбургу курсирует всего 34 икаруса – это менее 10 процентов от общего количества транспортных средств в городе, сообщил генеральный директор ЕМУП «Гортранс» Сергей Нугаев. В центре Екатеринбурга этих машин практически не осталось, а до конца года не будет совсем.

– Мы получили 9 новых дизельных автобусов МАЗ, в ближайшие два месяца ждём ещё 57 газомоторных автобусов НефАЗ. Они низкопольные – для комфорта людей с ограниченными возможностями здоровья. И экологически безопасные – на МАЗах, например, стоит двигатель Евро-5, регулирующий содержание вредных веществ в выхлопных газах. Они выйдут в центр города. Со старыми икарусами, у которых многокилометровый пробег и достаточно большой расход топлива, они, конечно, не сравнятся, – сказал Нугаев.

Между тем на окраинах уральской столицы икарусы проходят минимум до 2021 года – их пока невозможно убрать из общей транспортной сети.

– Они работают на периферийных маршрутах – до микрокрайонов Елизавет, Кольцово, посёлков Медный, Чусовское Озеро. Ежедневно с этих территорий в центр города и обратно ездят сотни людей. И такие машины там очень нужны. Одиночных автобусов нет, только «гармошки». В час пик они просто спасают, особенно на таких магистральных маршрутах, как №1 и №85, – говорит гендиректор «Гортранса».

К 2021 году в Екатеринбург по программе «Безопасные и качественные автомобильные дороги» должны поступить новые автобусы особо большого класса. По виду – те же «гармошки», но современные (количество их сейчас уточняется). И только тогда с городских окраин начнут убирать икарусы, подчеркнул он.

Старые машины, скорее всего, сдадут на металлолом, сообщили в «Гортрансе». Впрочем, окончательно кануть в Лету икарусам не удастся – два автобуса предприятие планирует сохранить для своего музея под открытым небом.

Юлия Бабушкина