Мимические морщины судьбы театра «De Bufo»

«Вечерняя Уфа», г. Уфа, Республика Башкортостан

Фото: Александр Данилов

Думаю, вряд ли актеры этого полюбившегося уфимцам, и не только им, коллектива, труппа в котором насчитывает уже двадцать пять человек, а в их число входят и несколько, так сказать, «играющих тренеров» — выходящие к зрителям директор и несколько худруков, поступая на театральный факультет УГИИ, мечтали о тех лаврах, которые снискали им пантомима, буффонада и все движенческие дисциплины, входящие в арсенал Театра в гриме (или Театра перформативных искусств) «De Bufo». Но родилась идея создания такого творческого союза в их головах именно в период учебы в вузе искусств…

Большинство, на мой взгляд, представляло свое будущее иначе, лелея надежду на серьезный репертуар, связанный с лучшими образцами сценической классики и современной драматургии… Но реалии театральной жизни таковы, что пробивающий дорогу в большое искусство неформат, сколь бы талантлив он ни был, как правило, не попадает в поле зрения руководителей стационарных творческих коллективов, подбирающих актеров в труппу, исходя из собственных планов, мыслей и идей о том, как строить свой Театр, о том, что необходимо зрителю, диалог с которым выстраивается годами… И зачастую упомянутый «неформат» берет ситуацию в собственные руки и ищет свой выход на аудиторию, которая, добавлю, весьма живо откликается на все новое и необычное. Возможно, я ошибаюсь, но все-таки мне почему-то кажется, что именно это и есть краеугольный камень, заложенный в прочный фундамент дома, построенного Театром в гриме «De Bufo». В каком-то смысле отказавшись от тембральных красок актерских голосов, эти безумцы пошли в народ, в люди, предложив зрителям вместо привычных для театра реплик и монологов мимику и жест, равные в их миниатюрах и спектаклях невысказанному слову. Рискнули, подобно носителям скоморошьей культуры в Древней Руси, и были с распростертыми объятьями приняты публикой, легко считывающей их идеи, мысли и целые истории, рассказанные посредством пластического своеобразия, дарованного нашим исполнителям природой и бесконечными тренингами.

Полюбившиеся уфимцам мимы очень органично вписались в контекст жизни республики, ее столицы и уже хорошо известны в российских городах и весях. Правда, живут они сложно, скорее даже выживают, прилагая много сил для того, чтобы сохранить себя и свой театр, который подчас можно отнести даже к категории театров уличных, в фестивальной табели о рангах коих уфимский «De Bufo» имеет свою законную строчку и, много гастролируя, продолжает набирать баллы.

За дни своей жизни они не скопили капитала, у них нет, что называется, финансовой «подушки безопасности», они нарабатывают опыт, постепенно научаясь зарабатывать, ведь даже аренда помещения в «Арт-квадрате» стоит им определенного количества целковых в месяц плюс пятьдесят процентов сбора с каждого из четырех сыгранных спектаклей… В период пандемии коронавируса это было особенно болезненно, тем более как таковой поддержки у «De Bufo» нет – все с огромным удовольствием задействуют мимов в своих праздниках (в том числе и в частных, связанных с юбилеями и просто днями рождения), обещая златые горы, но расплачиваться потом не спешат… Ребята не любят говорить об этом, но про некоторые случаи кидалова я знаю из собственных источников. Добавлю, что абсолютно бескорыстно откликаются актеры из «De Bufo» на любую просьбу организаций, опекающих людей с особенностями развития, а также больных, брошенных близкими стариков… Не просто же так появился у Театра в гриме пронзительный спектакль про людей, которых старость застала врасплох, и они, продолжая жить мыслями, чувствами и восторгами человека молодого, полного сил, увы, уже не могут двигаться как в юные годы, не могут себе позволить того, что им легко давалось раньше, но больше всего их угнетают физическая немощь, невостребованность и одиночество…

…Но наши мимы вертятся – проводят мастер-классы, ведут занятия во всевозможных студиях и творческих школах, берутся за различные проекты, хотя основные заработки им приносят гастроли, которые, как правило, оплачиваются – данный процесс, в отличие от обещаний любителей халявы из Башкирии, не дает сбоев, в этой сфере товарищеские договоренности принято соблюдать и слово держать. Как сдержал его и сам коллектив «De Bufo», организовавший в Уфе Первый международный форум уличных театров «Айда-фест»!

Скорее всего, родные и близкие актеров «De Bufo» уже махнули на них рукой, а точнее – смирились или поняли, что их дети, отказавшись от спокойной, безбедной жизни, просто занимаются любимым делом – репетируя с утра до ночи, придумывая новые спектакли, уча тонкостям перформативных искусств подрастающее поколение, с удовольствием отправляясь на гастроли и уже объездив половину страны…

Это их жизнь. Это самостоятельное решение тех, кто, с благодарностью вспоминая занятия в УГИИ незабвенной Ларисы Евгеньевны Адушевой, а также опыт работы в театре «Эндорфин», исповедует культ искусства Марселя Марсо, Жана-Луи Барро, Джеймса Тьерре, Вячеслава Полунина и его «Лицедеев», посвятив себя столь непростому делу. Не знаю, как вы, читатель, а я благодарна коллективу театра «De Bufo» за его выбор.

В четверг, 20 августа, в амфитеатре «Арт-квадрата» уфимский Театр в гриме (Театр перформативных искусств) «De Bufo» отмечает свой первый юбилей. В честь пятилетия коллектив приготовил зрителям массу сюрпризов (один из которых – музыкальный). Начнется De Bufo Fest в 16.00, а завершится форум одного дня в 22.45. Кстати, организаторы просят уважаемую публику не забывать о средствах индивидуальной защиты!

…Вообще, официальный день рождения у «De Bufo» выпадает на 16 апреля. Именно 16 апреля театр сыграл свой первый спектакль «Фамилия». И уже много воды утекло с тех дней и ночей (накапало ровно на пять лет), когда совсем еще юные питомицы театрального факультета УГИИ Настя Гайнанова, ныне директор «De Bufo», и Юля Сафина писали и бесконечное количество раз переписывали некий набросок сценария, пьесой, наверное, их опыт не назовешь, короче, сочиняли историю, что и легла в основу «Фамилии», в свой стартовый месяц сыгранной в Уфе тринадцать раз и дважды умудрившейся съездить на фестивали – на «Пермь-интерфест» и на форум в Ижевске. «Фамилия» пережила массу переделок, реформы режиссера Александра Марьина и много-много чего еще. И вот тот вариант «Фамилии», который существует ныне, вам тоже предстоит оценить 20 августа. Так давайте аплодировать их искусству вместе! В общем, в четверг увидимся в театре «De Bufo»!

Илюзя Капкаева