Последний полет лейтенанта Свиридова

«Невинномысский рабочий», г. Невинномысск, Ставропольский край

Великая Отечественная закончилась 75 лет назад, но она еще не окончена и окончится не скоро. Тут нет никакого парадокса. Говорят, что война заканчивается только тогда, когда с неё возвращается последний солдат. Вернулись еще не все. Только в лесах под Ржевом лежит такое количество безымянных павших героев, что хватило бы на население небольшой страны. И если бы только Ржев. Орёл, Курск, Сталинград, Ставропольские степи и горы Кавказа — повсюду работают специальные поисковые отряды, в надежде вернуть домой всех солдат Великой Отечественной войны.

Наш сегодняшний рассказ о летчике Василии Свиридове, геройски погибшем неподалёку от Невинномысска. Похоронили летчика там же, где разбился его самолет, на склоне Горы Невинской, неподалёку от хутора Усть-Невинского. Могила есть, а летчика нет. Всё же семьдесят восемь лет прошло, гора не гранитная, оползни, осыпи. Он там, но останки его могут быть сейчас далеко от места гибели.

Объединённый̆ поисковый̆ отряд, куда вошли активисты поискового отряда «Сапсан» из Ипатовского округа, поисковый̆ отряд краевого управления СКР и НЭТ «Кавказ-Поиск», Пост №1 Невинномысска, казаки села Ивановское и семья Людмилы и Александра Шкиренок организовали поиски места гибели фронтового лётчика Василия Свиридова на склоне Невинской горы. На этот раз останки лётчика найти не удалось. Поисковики облагородили территорию, на которой проходила операция — получилось своеобразное надгробие. Впрочем, обо всем по порядку.

Младший лейтенант Василий Свиридов родился в 1915 году в Борисоглебске Воронежской области. В рядах рабочей крестьянской Красной армии Василий Михайлович служил с 1938 года. Война застала его в должности командира звена, пилота самолета И-16, 738-го истребительного авиационного полка, 105-й истребительной авиационной дивизии, в оперативном подчинении Грозненского дивизионного района ПВО Северо-Кавказского Военного Округа. Сам полк, в котором войвал Василий Михайлович, был сформирован на базе Армавирской Военной Авиационной Школы Пилотов.

Со 2 августа 1942 года по 11 августа 1942 года 738-й истребительный авиационный полк выполнял боевые задачи в районе Невинномысск-Курсавка-Минеральные Воды. 5 августа 1942 года в 14-30 с аэродрома Минеральные Воды для выполнения боевой разведывательной задачи взлетели 2 самолета И-16, пилотируемые младшим лейтенантом Свиридовым и старшим сержантом Казаковым. Уже выполнив боевую задачу, фактически на обратном пути, в полутора-двух километрах от Невинномысска Свиридов и Казаков были атакованы двумя вражескими «мессерами».

Не будем сравнивать технические характеристики самолётов И-16 и Ме-110, скажем лишь, что И-16 не был на тот момент лучшим истребителем. В Испании, в 1936 — 1939, был. А в небе Великой Отечественной уже нет. Он вообще был первым истребителем с моно-крылом, после бипланов, воевавших еще в Гражданскую.

5 августа 1942 года с боевого задания вернулся только самолет старшего сержанта Казакова, он и доложил: «Самолет лейтенанта Свиридова был подбит, самолет горел, командир звена лейтенант Свиридов из самолета не выпрыгнул. Самолет упал 1,5-2 км юго-восточнее Невинномысска».

Было Василию Свиридову на тот момент всего двадцать семь лет.

Почему не выпрыгнул из горящего самолета лейтенант Свиридов — неизвестно. Возможно, сам горел вместе с машиной, возможно, был тяжело ранен или убит еще до падения И-16 на землю.

В начале марта 2020 года активистами Ставропольского регионального отделения ООД «Поискового движения России» во главе со Шкиренок Л.Г. проведена разведывательная экспедиция, в результате, по рассказам местных жителей, выявлено предполагаемое место падения самолета. Из документов стало известно, что отец летчика — Свиридов Михаил Иванович, проживал в Борисоглебске по адресу: ул. Дубровинская №63.

25 апреля ставропольские поисковики обратились за помощью в поиске родственников погибшего к руководителю Борисоглебской «Службы Добровольцев» Вячеславу Владимирову. Это начало еще одной ветви в нашем повествовании, еще одной истории, туго вплетенной в историю гибели Василия Свиридова.

— Самым неожиданным и по-настоящему удивительным стало то, что, как оказалось, у меня с младшим лейтенантом Свиридовым нашлись общие родственники, – рассказал Вячеслав Владимиров. – Это удивительная история. Какова вероятность того, что поисковик из Ставрополя позвонит в Борисоглебск, по поводу погибшего в 1942 году младшего лейтенанта и попадет на человека, который с этим лейтенантом связан?!.. Всё случайное не случайно…

9 мая 2020 года в Воронеже, у здания, где базируется поисковое объединение «Дон», был установлен памятный знак «Лётчикам, защищавшим воронежское небо в годы Великой Отечественной войны». Детали самолетов были привезены из поисковых экспедиций, имеют свою фронтовую историю. На информационных табличках перечислены имена и фамилии членов экипажей самолётов, обнаруженных поисковым объединением «Дон». И хотя Василий Свиридов погиб в небе Ставрополья, его имя так же будет увековечено на мемориале. Работы поисковых отрядов по поиску останков летчика Свиридова будут продолжены. Помните? Война заканчивается только тогда, когда с неё возвращается последний солдат.

Справка

И-16 («ишачок») – советский одномоторный истребитель -моноплан 1930-х годов, созданный в Опытном конструкторском бюро советского авиаконструктора Никола Поликарпова. Один из первых[3] в мире серийных истребителей-монопланов с убирающимся в полёте шасси. Самолёт имел преимущественно деревянную конструкцию и фанерную обшивку. Выпускался в СССР и был основным истребителем ВВС РККА вплоть до начала 1942 года.

Мессершмитт Bf 110 – двухмоторный тяжелый истребитель на службе Люфтваффе во время Второй мировой войны, в дальнейшем был переквалифицирован в истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель. На советско-германском фронте эти самолёты применялись мало. В основном они использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков. При атаке же воздушной цели успех сопутствовал им только в условиях внезапности. По мере появления на фронте большого количества Як-1 и ЛаГГ -3 потери Bf.110 существенно увеличились, и на задания им приходилось летать в сопровождении Bf.109.

Алексей Бойко