Плюсы и минусы дистанционного обучения

«День республики», г. Черкесск, Карачаево-Черкесская Республика

Председатель комиссии ОП РФ по развитию высшего образования и науки Михаил Погосян представил итоги общественного опроса «Дистанционные технологии обучения в системе высшего образования в оценке студентов и преподавателей», в котором приняло участие более 27 тысяч обучающихся, преподавателей и административно-управленческого персонала образовательных организаций из 85 субъектов РФ.

По итогам круглого стола член Общественной палаты РФ, директор Северо-Кавказского института РАНХиГС Азамат Тлисов рассказал, какие уроки удалось извлечь и какие шаги необходимо предпринять для обеспечения качества образования с учетом всех возможных сценариев по выходу из катаклизмов, подобных COVID-19:

– Пандемия и принятые меры в рамках борьбы с распространением вируса внесли существенные коррективы в привычные форматы всех без исключения отраслей жизни. Система образования как в России, так и во всем мире вынуждена была экстренно менять формы взаимодействия «ученик – преподаватель», переводя на дистанционный формат весь процесс обучения в середине учебного года, на ходу корректируя нормативную базу, учебные планы, заключая дополнительные соглашения для ведения обучения удаленно, с применением соответствующего программного обеспечения. В целом, надо сказать, что российская система образования этот экзамен выдержала, так называемый стресс-тест пройден.

Выпуск в вузах и СПО состоялся, экзамены и сессии сданы, полным ходом идет сдача ЕГЭ с учетом всех рекомендаций и требований Роспотребнадзора. Во многом эта устойчивость была обеспечена значительным потенциалом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Пришло время обсудить выявленные проблемы и слабые места, которые пришлось «в пожарном» режиме решать образовательным организациям всех уровней и ведомственной принадлежности.

Как показало исследование, продолжил эксперт, порядка 1/3 как обучающихся, так и преподавателей были не готовы к приему экзаменов и зачетов в дистанционном формате. Среди основных проблем называются: низкое качество интернет-соединения, недостаточные интерактивные возможности образовательных онлайн-платформ, отсутствие специализированных учебно-методических материалов, а также необходимой компьютерной техники и так далее.

Все это в комплексе приводит к тому, что более 40% опрошенных недовольны процессом дистанционного образования в своей образовательной организации, 23% – затруднились ответить, так как не могут сравнивать с другими, и лишь 36% отметили, что в их образовательной организации обеспечено должное качество при реализации дистанционного формата обучения. Сопоставимое число опрошенных, а именно 28%, считают, что дистанционный формат в сочетании с традиционным дает больше возможностей. При этом подавляющее большинство с разной аргументацией заявили, что традиционным способом учиться удобнее, интереснее, в том числе по причине личного общения, а 23% высказали мнение, что дистанционное обучение хуже. Говоря о готовности продолжения обучения дистанционно, почти треть всех опрошенных готова к такому формату, что весьма значительно с точки зрения востребованности данной формы.

Проблем действительно много, и большинство из них решалось, как принято говорить, «с колес». Вместе с тем есть и ряд неоспоримых преимуществ, которые имеет смысл развивать. Это и возможность расширения доступа к качественному образовательному и методическому материалу через модель академических обменов образовательными программами (курсами), и расширение возможностей для дополнительного профессионального обучения без отрыва от производства, и возможность привлечения высокопрофессиональных специалистов-практиков, использования широкого инструментария коммуникации и ряд других.

Вместе с тем эксперты заявляют о необходимости решения целого ряда проблем, выявленных массовым переходом на дистант, среди них как объективные, так и субъективные факторы. Это низкий уровень самоорганизации, отсутствие опыта по ее развитию, дефицит компетенций по работе с ПК, программными платформами для коммуникаций, форм и форматов контроля, сложность определения объемов заданий для обеспечения контроля качества усвоения материала, отсутствие опыта и достаточной методической подготовленности преподавателей в ведении дистанционных онлайн-занятий, сложность использования виртуальных моделей оборудования и проведения экспериментальных исследований и т.д. Это лишь небольшая часть сложностей, которые необходимо решить.

В целом позиция экспертов единодушна в отношении перспективности применения дистанционных форматов как дополнительных, а не заменяющих традиционные формы обучения.

Армида Кишмахова