Ответственность выбора

«Коммуна», г. Воронеж, Воронежская область

В последнее время в образовательной и профессиональной сферах всё чаще стало появляться такое словосочетание, как гибкие навыки, или soft skills

Наталия Киреченкова.

Их называют компетенциями нового времени. Они не зависят от специфики конкретной работы, а тесно связаны с личностными качествами и установками, такими как ответственность, дисциплина, скорость адаптации, коммуникация, работа в команде, эмоциональный интеллект, критическое мышление. Можно ли овладеть гибкими навыками? Как и где это лучше сделать? Есть ли специалисты, способные помочь в этом? На эти и другие вопросы отвечает член Экспертного совета при губернаторе Воронежской области, председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты Воронежской области, директор АНО «Молодёжный институт социальных программ» Наталия Киреченкова.

– Наталия Сергеевна, у любого нового и непривычного дела есть свои сторонники и противники. Если с первыми всё понятно, то вторые сказали бы сейчас: «Жили без этих навыков, и дальше прекрасно проживём». Настолько ли необходимо обществу овладение такими гибкими навыками?

– В составе стратегических целей развития Воронежской области до 2035 года на первом месте стоит достижение лидерских позиций по уровню развития человеческого капитала и качеству жизни населения, сокращение социально-экономического неравенства. На мой взгляд, достижение этой цели непосредственно зависит от уровня развития навыков личной эффективности каждого человека. Личная эффективность – не капризная муза, которая посещает лишь избранных. Это понятие можно и нужно использовать для саморазвития человека, для повышения доходов, успешности в личной жизни и социальной сфере.

Замечательный Советский Союз, я сейчас не лукавлю, был замечателен тем, что, по большому счету, брал на себя ответственность за жизнь почти всех людей. Он выстраивал траекторию развития. Школа, ПТУ, техникум или вуз, работа по распределению, свадьба, квартира от предприятия. Ценности были едиными. Сегодня единой системы ценностей в государстве нет как таковой. И в каждой семье она своя. В школе тоже опереться не на что. Проложенных путей на выходе из школы нет. Вместо этого – океан возможностей. Если у выпускника есть сила воли, понимание своего будущего, то он сможет сделать свой выбор и проложить жизненную колею. Если нет – утонет в этом океане. Сегодня вопрос: «Кем ты хочешь быть?» у большинства школьников вызывает растерянность. Есть большая проблема с профессиональным самоопределением. Получив диплом, выпускник часто не может устроиться по специальности, а иногда и не хочет. Мы живем, с одной стороны, в ситуации огромной неопределенности, когда непонятно, что и как будет завтра. А с другой, эта ситуация порождает огромное количество выборов.

– Но как сделать выбор, если ты к этому абсолютно не готов?

– В том-то и проблема. Нынешнее молодое поколение часто не умеет выбирать. Потому что ни семья, ни школа не готовят их к этому. Многие даже не знают о своих природных задатках, своём потенциале, что нравится или нет, не умеют видеть и ставить цель. Чтобы осознавать то, куда я хочу идти, должна быть достаточно широкая картина мира. Надо понимать, что у выбора есть вторая сторона – ответственность. Человек должен отвечать за своё решение.

Если сформировано стремление к развитию, то любой недостаток в твердых навыках вполне восполним. Например, мне говорят: не знаешь английский язык, мы тебя не возьмем на работу. Но так как я готова учиться и умею это делать, то могу его выучить на определенном уровне за месяц. Самообразование – это умение концентрироваться, выделять главное, логически мыслить. Важно быть готовым постоянно заниматься самообразованием, потому что мир не стоит на месте.

Самоизоляция обнажила ряд проблем. У большинства людей отсутствует понимание того, чего они хотят. Отсутствуют навыки распределения обязанностей во времени, самоорганизации. Особенно часто такое встречается у школьников. Они не могут ответить на вопрос: «Зачем мне это надо? Надо учителю, родителю, но мне-то это зачем?». Уровень жизни общества, в котором мы ныне живем, как раз и диктует необходимость формирования гибких навыков.

– И где те же школьники могут овладеть ими?

– Если у ребенка нет мотивации, то педагог ему ничем не поможет. Главными помощниками для него в процессе овладения гибкими навыками становятся отец и мать. Умение выбирать закладывается родителями в раннем возрасте. Например, ежедневными вопросами, которые ставят ребенка перед выбором. Важно не ограждать своих чад от окружающего мира. Они должны учиться общаться с разными людьми. Не надо лепить из них свою копию, а дать возможность развивать тот потенциал, который заложен природой. Я категорически против подготовки детей к школе в том виде, которая существует сегодня. К первому классу ребенку важно сохранить вкус и интерес к развитию. Сейчас же он приходит в школу уже уставший от сидения за партой. И в первые два года у него практически нет развития: то, чему его научили в пять-шесть лет, вновь повторяют в школе. А когда начнется новый для него материал, оказывается, что навык учения потерян.

Навык работы в команде невозможно сформировать за учебником, только на практике совместной работы.

– Тогда надо подготовить тех, кто поможет детям развить новые умения. Кто будет этим заниматься? Есть ли какие-то программы?

– Отрадно, что в последнее время растёт запрос от родительского сообщества в формировании гибких навыков у детей и подростков. За последние пять лет в адрес детской организации «Искра» поступило более двух тысяч обращений. Подобное говорит о востребованности опыта работы детских клубов по развитию навыков школьника. Но ресурсы «Искры» ограничены. Поэтому я вышла в областной департамент образования, науки и молодёжной политики с предложением обучить классных руководителей владению технологией развития гибких навыков у детей. Считаю, что она должна стать одной из основных профессиональных компетенций классного руководителя.

– Ваше предложение нашло отклик?

– Да. На данный момент Воронежский институт развития образования, использовав опыт «Искры», разработал программу курсов повышения квалификации классных руководителей 5-11-х классов образовательных организаций «Технологии развития гибких навыков у школьников в контексте реализации ФГОС». Она рассчитана на 72 часа и разбита на три этапа. Каждый этап состоит из четырёх модулей очного обучения и двух месяцев практической реализации полученных знаний. Но занятия пока пришлось отложить из-за введения режима самоизоляции.

– С детьми и учителями всё понятно. А где же родители? Они остались за бортом? Их не надо учить?

– Надо, и мы этим занимаемся уже несколько лет. Моя вторая инициатива «Проведение городского родительского форума» как раз и направлена на развитие таких знаний. Она также принята департаментом образования, науки и молодежной политики в работу. На сегодня мы провели пять родительских форумов, в апреле должен был состояться шестой. Планировали провести его в рамках Конгресса общественного развития Воронежской области. Тогда бы к нам приехали родители из сельских районов области. В нынешнем году АНО «Молодежный институт социальных программ» выиграла грант департамента на проведение таких форумов. А каждая встреча объединяет от 250 до 500 человек. Благодаря приглашённым экспертам родители получают ответы на свои вопросы, профессиональную помощь и поддержку в воспитании своего ребёнка.

Тамара Гашимова