Сначала «Заря», потом «Луч»

«Калужские губернские ведомости», г. Калуга, Калужская область

В 60-70-е годы путешествия по Оке были популярны у калужан

С пристани на Воробъевке по воде можно было добраться до Алексина, Тарусы, Поленова. Но со временем Ока сильно обмелела, и речная навигация закончилась.

Калужские старожилы еще помнят, что в 1961 году были попытки наладить движение по Оке судна на подводных крыльях «Ракета». Но оно часто попадало на мель, что было небезопасно. А с 1968 года началось регулярное сообщение по воде с Тарусой с помощью глиссирующего теплохода «Заря». Пассажирский рейс еще около десятка лет назад выполнялся и в Алексин аналогичным теплоходом «Луч».

Такие суда хорошо подходили для маловодных и неглубоких рек, а маршруты имели большое значение для жителей прибрежных населенных пунктов, ведь дорог между ними практически не было, зато по воде была возможность добраться даже до Калуги. Летом эти теплоходы пользовались большим спросом у дачников, грибников и любителей походов по родным местам. С учетом всех остановок до Тарусы можно было доплыть за четыре часа, а до Алексина – за два с половиной.

Но уже в конце 1970-х годов эксплуатация таких водометных теплоходов на Оке и моторных лодок начала вызывать большой протест у экологов. Считалось, что водометные установки глиссеров и двигатели моторок разрушают берега и являются причиной исчезновения рыбы. Так они и перестали ходить. Кстати, тогда сильно уменьшилось и количество моторных лодок, которые начали было появляться у калужан.

После перестройки второй половины 80-х годов и развала СССР речной флот, как и многие другие отрасли, перешел в частные руки. К тому времени в области уже появились и первые хорошие дороги, поэтому на Оке предприниматели попытались наладить прогулочные и экскурсионные маршруты. С переменным успехом они были организованы в Кольцовские пещеры, Авчурино, Тарусу и даже Поленово. Но желающих увидеть окрестную красоту было не так много, спрос на экскурсии и корпоративы на воде достаточно небольшой, а техническое состояние плавсредств оставляло желать лучшего. Из-за этих причин прогулочное судоходство практически исчезло.

По Оке идёт «Ципулин»

Хотя возрождения полноценного судоходства на Оке, по крайней мере в ближайшие годы, вряд ли следует ожидать, но калужане скоро смогут насладиться экскурсионной поездкой на прогулочном корабле, который является частью нового инвестиционного проекта в сфере туризма «Лето на Оке» и призван оживить водный туризм.

Имя для теплохода выбрали калужане из нескольких предложенных вариантов, и название «Иван Ципулин» стало лидером народного голосования, проводившегося на интернет-площадках региональным Агентством по развитию туризма. Победителей наградили прямо на теплоходе, который после отмены ограничений начнет курсировать по Оке на прогулочных маршрутах.

– Это знаковое событие и большой шаг к развитию круизного туризма в Калужской области. Такой вид отдыха признан одним из приоритетных для развития на территории России, – говорит генеральный директор регионального Агентства по развитию туризма Татьяна Каледина.

В свою очередь градоначальник Калуги Дмитрий Денисов сообщил в соцсетях, что это небольшой, но очень значимый инвестиционный проект для нашего города.

– Это такой своеобразный мост между памятью об истории калужского купечества, человеке, который многое сделал для города в прошлом, и современными предпринимателями. Считаю, что только экономика с серьезной опорой на малый и средний бизнес может себя считать влиятельной, уверенной, устойчивой в своем развитии. Я надеюсь, что этот проект помимо восстановления исторической справедливости принесет нашим современным калужским «купцам» прибыль, и все мы вместе будем в дальнейшем плодотворно сотрудничать, – написал на своих страничках Дмитрий Денисов.

Андрей Гусев