О подвиге Сахранова – помните!

«Социальная газета», г. Самара, Самарская область

По инициативе подписчика «Социалки» в Самаре установили памятник самоотверженному летчику-испытателю

Ветераны предприятий оборонной промышленности В .А. Грибенюк, В. М. Чередниченко и Н. Г. Спиридонов у памятника В. Т. Сахранову. Фото: РКЦ «Прогресс»

В прошлом году в редакцию «Социальной газеты» обратился наш давний читатель и подписчик, участник событий Карибского кризиса, ветеран завода «Прогресс» Виктор Михайлович Чередниченко (на снимке  – второй слева). Он попросил разместить информацию о поиске могилы летчика-испытателя Василия Титовича Сахранова («Социальная газета» №48 от 30 ноября 2019 года).

В годы войны Василий Титович руководил летно-испытательной станцией при авиазаводе №1 (впоследствии «Прогресс»), где выпускали штурмовики
«Ил-2». График работы был очень напряженный. Пилотов не хватало, и Сахранов нередко сам садился за штурвал новых истребителей. Один из ночных полетов в июле 1943 года закончился трагически – Василий Титович погиб. Это был его шестой полет за сутки. Отважного пилота похоронили на Безымянском кладбище.

«Проблема в том, что не осталось людей, кто бы знал точное место нахождения его могилы», – поделился Виктор Чередниченко.

И вот участники поискового отряда, организованного на заводе «Прогресс», стали ряд за рядом прочесывать кладбище. И в ходе поисков активисты обнаружили полуразрушенный обелиск, на котором был закреплен авиационный винт. По номеру винта и характеру его повреждений установили, что он принадлежал самолету «Ил-2», на котором летел Сахранов.

В июне 2020 года Василию Титовичу Сахранову установили новый памятник.
Виктор Михайлович благодарит всех, кто причастен к делу сохранения памяти о лётчике-испытателе, особенно ребят с завода «Прогресс», которые работали в архивах – занимались поиском сведений о лётчике.

* * *

Василий Титович Сахранов родился в марте 1906 года на хуторе Макаровский (ныне Ростовская область). В 1925 году окончил курсы и работал трактористом. В 1928-м был зачислен в ряды Красной Армии. Служил в кавалерии и артиллерии. В начале 1930-х годов объявили массовый призыв в боевую авиацию. Василий Титович с отличием окончил Оренбургскую военную школу лётчиков, служил в НИИ ВВС Московского военного округа. С 1936-го по 1938 год принимал участие в боях в небе Испании на истребителях «И-15». Был награжден орденом Красного Знамени. После возвращения из Испании работал летчиком-испытателем на авиационных заводах в Москве и в Горьком.

В начале Великой Отечественной войны Сахранова перевели летчиком-испытателем на Государственный авиационный завод №1, где он сначала в Москве испытывал высотные истребители «МиГ-3», а после эвакуации предприятия в Куйбышев – «Ил-2». В 1942-м под его руководством впервые в стране организовали ночные испытательные полеты штурмовиков «Ил-2». Он лично совершил 120 ночных полетов. В июле 1943-го капитан Сахранов погиб, а в апреле 1944-го его посмертно наградили орденом Ленина.

* * *

Знаете ли вы, что…

В Самаре, на пересечении Московского шоссе и улицы Луначарского, планируют установить памятник легендарному самолету «МиГ-1». Сам борт сейчас находится на закрытой территории воинской части на улице Ерошевского, 94. Средства на установку планируют привлечь из внебюджетных источников.

Сергей Захаров