Зелёный ковёр для нового формата

«Коммуна», г. Воронеж, Воронежская область

Актёры Воронежского Никитинского театра заняты реализацией необычного проекта

Сцена из спектакля «Путаница». Фото: Татьяна Солошенко

Smart – это попытка выхода театра в онлайн. Не менее важно, судя по первым анонсам, что труппа под руководством Бориса Алексеева пытается «осмыслить ту новую реальность, в которой мы все оказались». «Основная площадка проекта — специально разработанный телеграмм-бот (ya_smartbot)», – сообщается в подготовленном для воронежских журналистов пресс-релизе. Звучит для многих непонятно  – и для всех весьма интригующе.

Само слово smart в английском языке крайне многозначительно. Не только «умный», но и «остроумный», «находчивый», «элегантный», «модный», «сильный», «быстрый»… Но при этом оно может обозначать и горе, и боль, и печаль. Все эти варианты, по мнению организаторов проекта, подходят для объяснения его смысла.

Презентацию, как сообщает официальная страничка Никитинского театра vk.com/ nikitincenter, предполагали провести осенью, а возникла идея ещё до того, как начались разговоры о коронавирусе. «Это должен был быть офлайн-проект экспресс-формата: острые темы, актуальные тексты, до пяти актёров, продолжительность до часа (на самом деле иногда чуть больше. – В.Ч.), никаких костюмов и декораций (только фирменный стиль), любая площадка» – в её роли может оказаться и библиотека, и школьный класс, и бар. Наверное, когда-нибудь такой площадкой станет и воронежская улица. Вместо декораций – объёмные буквы (название проекта), белые стулья, зелёный круглый ковер. То, что можно разместить в любом месте. Решение запустить проект уже в разгар лета продиктовано той самой «новой реальностью», в которой оказалась страна и её театры.

Многие театральные коллективы в период пандемии использовали возможности Интернета довольно-таки предсказуемо: выкладывали записи старых постановок. А в данном случае речь идёт о специально созданных онлайн-проектах, которые будут доступны в любое время с любого устройства по фиксированной, доступной каждому цене.

– Я руковожу Никитинским театром, который из-за всей сегодняшней истории довольно рано завершил четвертый сезон и готовится теперь к пятому, – рассказал на презентации проекта (состоявшейся, как нетрудно догадаться, онлайн) актёр и режиссёр Борис Алексеев. – Это театр проверенных режиссёров, достаточно серьезных и крутых, это театр проверенных текстов, великих и менее великих авторов... Но есть ещё и огромное количество классной современной драматургии. И много острых вопросов и проблем вокруг нас. И я стал думать: что же делать с новыми текстами, с новыми формами театра, с какими-то экспериментами? Ведь этого тоже очень хочется!

Как раз в последнее время основатель Никитинского театра наткнулся на ряд новых пьес, показавшихся ему весьма любопытными:

– Они написаны столь интересно, что кажется, если их начать разыгрывать в привычном представлении, делать к спектаклю декорации, то возникнет очень странный эффект. У пьес такой язык, что их нельзя играть! Их достаточно произнести правильно, адекватно протранслировать — и уже всё получится. Персонажи очень много произносят, странно всё это ещё делать на сцене!

Так и возникла идея некоего нового формата, который, возможно, поможет правильно подать эти необычные, но актуальные тексты – они, что особо подчёркивают организаторы проекта, должны быть написаны самое позднее – два – три года назад.

Многие театральные коллективы в период пандемии использовали возможности Интернета довольно-таки предсказуемо: выкладывали записи старых постановок. А в данном случае речь идёт о специально созданных онлайн-проектах, которые будут доступны в любое время с любого устройства.

Зритель получает на свой смартфон доступ к видеофайлу и может посмотреть спектакль в любое удобное для него время. Продолжительность представления, напомню, невелика: около часа. То есть это театр и «малой формы», и «быстрой реакции».

История проекта smart только началась, но зрители могут увидеть к середине июля уже три онлайн-спектакля. Готовы «Точки на временной оси» по пьесе Дмитрия Богославского, «Путаница» Алексея Макейчика; есть в репертуаре и постановка для детей. «Сказку в тапках» ранее можно было увидеть и в привычном формате на сцене Никитинского. В стадии подготовки – Siri Натальи Зайцевой.

Виталий Черников