Уходящая романтика трамваев

«Орловский вестник», г. Орел, Орловская область

Орел во многом был первым. Город первого салюта, он также стал одним из первых, где были построены трамвайные пути. Уже более 120 лет в нашем городе перевозят людей яркие вагончики. Но в последнее время этот аутентичный способ передвижения рискует сильно сдать свои позиции. В нашем материале мы расскажем историю этого транспорта и выясним отношение горожан к трамваю как средству передвижения.

Транспортная революция

До трамваев во многих городах существовали конки – по сути, те же трамваи, которые тянули лошади. Регулярное движение электрических вагонов в Орле было открыто 3 ноября 1898 года.

Общая протяженность трамвайных путей тогда была всего 10,8 километра, маршрутов было два – от вокзала к кадетскому корпусу и по улице Пушкина. До 1918-го транспорт функционировал без проблем, но Октябрьская революция и Гражданская война приостановили движение трамваев на пять лет. Следующим серьезным этапом в развитии этого вида транспорта было образование в 1937 году Орловской области – тогда в город начало поступать серьезное финансирование.

Трамваи продолжали свой ход до 3 октября 1942-го. Но вторжение германских войск заморозило работу депо почти на год, до сентября 1943 года.
Следующей вехой в истории орловских трамваев стал период с 1946-го по 1958 год. Тогда в город поступило около 23 вагонов из столицы, стали продлеваться существующие маршруты.

По наши дни

В 1971 году сетка движения вновь претерпела серьезные изменения, и все из-за троллейбусов, запущенных в 1968-м. Маршруты №1 и №2 по улице Московской перенесли на улицу Пушкина. Но главным изменением стало решение властей города в 1973 году запретить движение любого транспорта по улице Ленина, превратив ее в пешеходную.

Современные маршруты движения трамваев сложились в декабре 1976 года.

До 2000 года депо работало без особых проблем, но на границе тысячелетий у предприятия возникли серьезные проблемы – оно было признано банкротом из-за непомерных долгов и низкой окупаемости. Кризисная ситуация длилась два года, и к 2003-му положение предприятия выровнялось – был произведен расчет по долгам. В 2008 году троллейбусно-трамвайное предприятие торжественно отметило 110-летие.

Современные реалии

Сейчас трамвай как вид транспорта востребован горожанами. По данным пресс-службы ТТП, среднее количество пассажиров трамваев в день – около 17 400.

Всего на линиях ходят около 35 машин. Сотрудники трамвайного предприятия предпринимают все меры для безопасного и удобного пользования транспортом, от строжайшего соблюдения процедур прохождения технического осмотра до регулярного обновления табличек с расписанием на остановках.

«Трамвай – один из самых безопасных видов транспорта. Он всегда был и остается местной достопримечательностью. Сегодня задача ТТП – не только сохранить, но и поднять электротранспорт на высокий уровень. Для этого мы проводим плановые мероприятия (например, все трамваи регулярно проходят ТО-1, ТО-2, обновляются таблички внутри транспорта, на остановках (кстати, в скором времени будут приведены в порядок и сами трамвайные остановки), совершенствуем безопасность (как раз закончилась замена полотна на кольце железнодорожного вокзала), подаем заявки на участие в мероприятиях по обновлению подвижного состава», – рассказал Андрей Митин, руководитель Орловского ТТП.

Трамваю – быть!

А что думают по этому поводу горожане? Мы провели опрос, в котором орловцам нужно было ответить на вопросы, как они относятся к трамваям и как часто используют этот вид транспорта.

Мнения горожан в целом схожи. Из 100 опрошенных орловцев положительно к этому виду транспорта относятся 73 человека, но регулярно ездят только 37 наших земляков, остальные предпочитают автобусы и троллейбусы. Аргументируют они свое решение некоторой отдаленностью трамвайных остановок, шумным передвижением и маленькой скоростью трамваев. Оставшиеся 27 человек не видят для трамваев «светлого будущего»: дескать, и маршруты непопулярные, и вид транспорта устаревший.

С некоторыми орловцами удалось поговорить подробнее. Мы задали вопросы об их личных предпочтениях в общественном транспорте, отношении к трамваям.

Светлана, 47 лет, продавец:

«Я трамваями пользуюсь редко, раз-два в месяц, только если до места назначения не ходят маршрутки. Но не считаю, что трамваи не нужны нашему городу. Во-первых, они в некоторых случаях единственная возможность добраться до места, например, до улиц Пушкина, Курских, Карачевской, «Живмаша». К тому же это память, что именно у нас запустили трамваи. Не знаю, насколько они в экономическом плане выгодны, но в плане полезности нужны однозначно. Моя свекровь ездит по большей мере на трамваях, ей так удобно и привычно. Так что я к ним отношусь положительно и сама иногда пользуюсь».

Маргарита, 24 года, веб-дизайнер:

«Выбирая между трамваем и маршруткой – однозначно, последнее. Я за комфорт. Трамваи, на мой взгляд, старые, да и двигаются они медленно. Для молодежи они пережиток прошлого, а для старшего поколения – символ советского быта. Я думаю, все равно, устарел или нет, если там старшее поколение чувствует себя комфортнее. Это большая часть населения, мнение которой надо учитывать. Если им так удобнее, то пусть. Да и это символ Орла в какой-то степени».

Действительно, яркие желто-красные вагончики «к лицу» нашему городу, которому не хватает красок. Мерно гудящий трамвай воспринимается как самый «опытный» и близкий сердцу транспорт. Кондукторы с пожелтевшими листками билетов, голос водителя, объявляющего остановку, и весьма колоритные пассажиры (кто с собакой, кто придерживает велосипед) – главное очарование этого транспорта. Именно с трамваями ассоциируется транспорт в советском кино – вспомнить, к примеру, «Место встречи изменить нельзя», «Покровские ворота», «Холодное лето 53-го».
Но время берет свое. Сейчас идет гонка за прибылью и инновациями, а не за сохранением полюбившихся традиций. Скорее всего, этот вид транспорта скоро плавно начнет уходить из повседневной жизни горожан. Даже немного жаль: трамваи действительно стали одним из негласных символов Орла.

Справка «ОВ»

Пару интересных фактов об орловских трамваях нам рассказал историк-краевед Роман Богатырев, с ним мы консультировались, изучая историю этого транспорта:
«Один из городских трамваев хранится в Сан-Франциско. Как он там оказался? Трамвай был построен в 1912-м, либо в 1922 году – точной даты выяснить не удалось. С 1922-го по 1960 год машина эксплуатировалась в столице, а после до 1978-го – в Орле. До 1982 года трамвайчик использовался как служебный, а после его списали. Тремя годами позже этот вагон решили отправить в музей Сан-Франциско – для укрепления международных связей. Он до сих пор хранится в «Камерон-бич» – так называется музей».

Наталья Синицына