Три современные романтические новеллы одной большой морской истории

«Крымские известия», г. Симферополь, Республика Крым

«Таврида» наверняка произведёт фурор среди туристов. Фото А. Васильев

Корабли и море. Корабли и мужчины. Крым, мечта, кулибинские идеи и сноровка левши. Если бы мы писали этот текст в соцсети, его следовало бы сопроводить именно такими хештегами — чтобы каждый, для кого корабль, море и мечта — не просто слова, мог быстро попасть в нужное место.

В данном случае нужное место — это Судак, побережье древнего города на юго-востоке Крыма, где неброские жёлтые холмы и мысы обрываются в синее до горизонта море. Тут средневековая крепость и виноградники, грунтовые дороги и длинные выжженные солнцем горные хребты. А ещё здесь есть люди, которые строят корабли — лодки, катера, галеры, линкоры. Зачем, из чего и почему — у всех по-разному, но каждый стремится реализовать мальчишескую мечту, построить свой корабль и быть на нём капитаном. Как в правильных книжках, что читали в детстве. И пусть даже не быть им капитанами дальнего плавания — и здесь, в Крыму, найдутся те, для кого паруса станут олицетворением надежды.

У нас есть сразу три истории про корабли у судакского побережья.

Окунись в историю — почувствуй себя рабом на галере

В стороне от моря, в Капсельской долине за Судаком, Сергей Троицкий со товарищи завершает оборудование и готовится спустить на воду вёсельную галеру «Таврида» — современную реплику старинного судна длиной 18,5 и шириной 4 м, увенчанную деревянной головой коня. Судно на базе скоростного катера по собственной матрице за четыре месяца построили в мастерской пятнадцать человек. Проект помогли создать специалисты из Севастополя. Отделка старинного судна воссоздана с использованием современных материалов — фанеры и пластика.

Троицкий и его компаньон Сергей Мищенко — предприниматели, много лет занимаются в курортном городе разного рода морскими «покатушками» для туристов: на катерах, «бананах». Кстати, именно Троицкий — изобретатель того самого — огромного, но лёгкого «банана-катамарана», рассчитанного на 50—60 человек, что несколько лет назад совершил спуск по снегу с одной из гималайских вершин. Потом на нём ещё какое-то время катали совершенно обалдевших от увиденного тамошних туристов. И вот теперь — галера, которую также планируется использовать как туристический аттракцион.

Судно рассчитано на 90 пассажиров: тридцать гребут минут по 15—20, остальные в это время отдыхают на борту и ждут своей смены. Места для гребцов уже подготовлены, осталось установить моторы: если современные «рабы» устанут махать вёслами, то несколько десятков человеческих сил всегда есть возможность заменить на 600 более мощных, лошадиных.

— Галера — это, конечно, мечта, но я предприниматель и подходил к вопросу также с практической точки зрения, не только для души, — рассказывает Сергей. — Хотелось получить безопасное, но дешёвое транспортное средство, большей, нежели простой катер, вместимости. Здесь реально разместить порядка 90—120 человек — это выгодно, «вкусно» в плане коммерческой составляющей. Отечественных катеров такого ряда нет, а приобрести за границей и привезти в Россию представлялось мало осуществимым. В Европе они стоят около 200 тысяч евро, и очередь на год. Хотел съездить в Новую Зеландию — не дали визу. И тогда возникла идея на базе скоростного катера создать свою матрицу. Уже на её основе построены галера «Таврида» и парусная лодка поменьше — «Алые паруса».

Троицкий поясняет: теперь на основе имеющейся модели можно строить плавсредства разного размера, которых не хватает всему югу России. Цель — создать в Судаке полноценную верфь целой линейки разнообразных кораблей, яхт, катеров и лодок.

— Первая задача — сделать новое судно, пользующееся спросом для проката и отдыха. Экскурсия на таком корабле станет частью рассказа об истории нашего древнего города, всей Тавриды. Со временем хотим на базе этой же матрицы построить две галеры, а между ними разместить плот — получится катамаран, на котором можно ходить даже в кругосветное путешествие, — продолжает мечтать Троицкий.

После того как лодку спустят на воду, на ней будут катать туристов не только в Судаке — интерес проявляют на ЮБК, в Краснодарском крае. В принципе, при должном оснащении «Таврида» может отправиться и за пределы Чёрного моря, но для значительного удаления от берега судно ещё предстоит перевести из разряда маломерных в пассажирский класс. А это задача не из простых. Троицкий поясняет: тут существует правовая «яма», маломерными считаются суда вместимостью до 12 человек, пассажирскими — от 250—300, а между ними класса нет. Получается, нужно сразу соблюдать все требования, относящиеся к пассажирскому кораблю. Понятно, для катания людей вдоль карты пляжа без этого можно обойтись.

— Душа болит за наше государство, — продолжает автор. — Если бы таким «кулибиным», как мы, в разных отраслях — сельском хозяйстве, промышленности, где угодно — контролирующие структуры и ведомства помогали работать! Вон мой одноклассник сделал мотор для катамарана мощностью две лошадиные силы и стоимостью 10 тысяч рублей, с неограниченным ресурсом. Импортный аналог стоит 120—140 тысяч. А теперь поди попробуй его зарегистрировать, поставить, использовать — говорят, покупайте готовый. Я считаю, это обидно, неправильно. Мы даже хотели письмо Путину писать, чтобы как-то упростили процедуру. Люди в космос летают, делают новые моторы, строят лодки, а у нас всё та же старая проблема: законодательная база, законные и подзаконные акты, которые порой противоречат друг другу. Это не помогает развитию экономики и благополучию нашей страны. Между тем, если частному бизнесу в этом вопросе государство будет оказывать содействие, я думаю, Россия займёт первое место по всем позициям.

Отметим: предприниматель говорит не о финансовой помощи, а именно о правовой. Деньги на «Тавриду» Сергей Троицкий раздобыл сам — 7,5 миллиона рублей. Взял пятимиллионный кредит под залог квартиры, подтянул компаньона, плюс — девушка помогла. Вот какими, оказывается, бывают современные Ассоли! Теперь, с улыбкой говорит судакский судостроитель, придётся жениться!

В. Краснопольская