Помполит Маруся и «овощной» трамвай

«Тульские известия», г. Тула, Тульская область

Газета «Коммунар» частенько в 1942-м публиковала карикатуры Бориса Ефимова.

«Эшелон с подарками от трудящихся Коми АССР рабочим и колхозникам Тульской области». Так назывался материал, опубликованный в газете «Коммунар» в июле 1942-го. Кстати, в тот год наши земляки принимали подарки и от трудящихся Орджоникидзевского (ныне Ставропольского) края. Кто же в Республике Коми явился инициатором сбора подарков для туляков? Это были рабочие, инженерно-технические работники, служащие Сыктывкарского лесозавода. «За сотни километров, на лодках и лошадях, везли колхозники любовно собранные продукты и вещи на приемочные пункты. Сбор всех подарков был закончен в три дня, – информировал «Коммунар». – И вот к перрону Тульского вокзала подошел железнодорожный состав в 45 вагонов. В числе подарков 4 вагона одежды и обуви, 1000 кубометров леса и пиломатериалов, мука, консервы, рыба, масло». О каких же еще событиях 1942-го рассказывало читателям областное издание?

Колхозы Алексинского района в ближайшие дни начнут уборку хлебов. На комбайны возлагается большая надежда. Но ход подготовки этих машин в Алексинской МТС (машинно-тракторной станции. – Прим. ред.) вызывает большие опасения за судьбу урожая. На 24 июля в МТС было отремонтировано всего четыре комбайна из десяти. Вину за затяжку подготовки комбайнов дирекция МТС возлагает на Тульский ремонтный завод. Частично завод повинен. Он задержал ремонт комбайновых моторов, причем до конца его не довел. Часть моторов завод отдал МТС без карбюраторов и магнето. Но большая доля вины за это лежит на работниках МТС. Получая моторы, они видели, что моторы эти не укомплектованы, что работать на них нельзя, и все же взяли их.

– Видите ли, – объясняет директор МТС Пономарев, – мы взяли эти моторы затем, чтобы ускорить их установку на комбайны. Пока будем устанавливать, завезем карбюраторы и магнето.

Однако карбюраторы не получены и по сей день, а установить быстро моторы нет возможности: недостает гаек, болтов, свечей. Все это МТС заказала одному из местных заводов. Заказ выполнен. Однако он лежит на заводе, так как дирекция МТС не выплачивает деньги за выполненную работу.

29.07.1942

Маруся Антонова работает в совхозе «Большевик» Арсеньевского района помполитом (помощником по политическим вопросам. – Прим. ред.) по комсомолу. Когда нас, раненых бойцов и командиров, привезли в совхоз для того, чтобы затем отправить в госпиталь, Маруся встретила нас исключительно приветливо. Никогда не увидишь ее без работы. Всегда она занята каким-нибудь полезным делом: читает раненым сообщения Советского информбюро, боевые эпизоды с фронтов Отечественной войны, рассказывает о трудовой доблести работников тыла. Спасибо тебе, дорогая Маруся, верная дочь ленинско-сталинского комсомола, за чуткость и отзывчивость.

07.08.1942

На Оборонной улице (Тула) имеется трамвайная линия № 5. Она почти в полном порядке. Небольшого ремонта требуют только провода. Сейчас линия 5-го маршрута не функционирует, но движение по ней восстановить необходимо, особенно для нужд городского хозяйства. Совсем недалеко от этой линии находится парниковое хозяйство. Овощи по этой линии могут доставляться на базы, склады, хранилища, магазины всего города. Кроме того, десятки учреждений и школ смогли бы по этой линии завозить себе топливо. Я не говорю уже о том, какие большие доходы получило бы государство от перевозки пассажиров. Тресту городских железных дорог необходимо обратить серьезное внимание на восстановление маршрута № 5, тем более, что на ремонт его потребуются небольшие затраты. Привести его в порядок можно силами общественности.

Г. Мошкин

30.08.1942

Подготовил Сергей Митрофанов