Из истории заголовков

«Биробиджанская звезда», г. Биробиджан, Еврейская автономная область

Графическое начертание названия газеты сейчас называют логотипом, фирменным стилем любого периодического издания. Разработкой логотипа нашей газеты всегда занимались художники, которые в разное время здесь работали

Возможно, такая необходимость была продиктована отсутствием необходимых типографских шрифтов на идише, а возможно, их скромным выбором. Чтобы создать запоминающееся яркое название, его оформители разрабатывали необычные или даже экзотические шрифты. В наши дни множество различных шрифтов предлагают современные компьютерные программы, способные обрабатывать тексты на идише. Но даже в девяностые годы, когда тексты на идише печатались на компьютерах, такой возможности у редакции не было: тексты на идише набирались только одним шрифтом, верстались в виде «картинок», а не «живого» текста, и заголовок можно было увеличить, лишь «растянув картинку». Выглядело это очень некрасиво. Потому и нуждалась газета в помощи художника, он рисовал рубрики, а если требовалось, то и заголовки.

За годы своего существования «БШ» много раз меняла внешний вид первой полосы. Наиболее долго продержалось название газеты, написанное тяжелым рубленным брусковым шрифтом. В таком виде «Биробиджанер штерн» выходила с семидесятых годов и до конца восьмидесятых, пока не поменялся формат газеты.

Когда наша газета стала выходить в двуязычном варианте, ее название писалось уже на двух языках. Заголовок получался очень «тяжелым». Несколько раз (бывало, что и ежегодно) художники меняли дизайн.

Лучшее решение предложила в 2018 году оператор компьютерного набора Татьяна Товкань. Она отказалась от крупного начертания названия газеты, а упор сделала на две заглавные буквы. В таком виде теперь выходит наша газета. Кстати, биробиджанские художники считают такой дизайн лучшим газетным логотипом в нашей области.

Владислав Цап