Школа на удаленке. Аврал или шаг в будущее?

«Рабочий край», г. Иваново, Ивановская область

Аврал или шаг в будущее?

Уже две недели ивановские школьники учатся в удаленном режиме. Результаты очень отличаются в зависимости от школы и класса. У кого-то уроки проходят в форме онлайн-конференций, а кто-то самостоятельно или с помощью видеоуроков осваивает новый материал и отправляет учителю фото выполненных заданий на электронную почту.

Отношение к удаленке у родителей, детей и учителей тоже разное: от восторга по поводу возможностей цифровых технологий до жалоб на то, что учителя переложили обязанности по разбору нового материала на родителей.

Наверное, всем надо делать скидку на то, что мы оказались в совершенно новой ситуации, к которой были готовы далеко не все. Как будет дальше строиться учебный процесс, что будет с выпускными экзаменами, помогут ли учителям (среди которых немало людей почтенного возраста) разобраться с новой для них техникой и программами? Насколько адекватно в удаленном режиме оцениваются знания детей и не станет ли выполнение заданий профанацией, где основную роль играет умение находить информацию в интернете и просто копипастить ее? Как учить на удаленке иностранные языки? Эти и многие другие вопросы висят в воздухе, и даже директора школ и специалисты управления образования сегодня не могут ответить на некоторые из них.

И это нормально. Потому что, похоже, сегодня ответы можно найти, только объединив усилия и преодолевая трудности вместе. А после окончания карантина, возможно, мы обнаружим, что удаленка стала отличным стимулом для большей цифровизации школы.

Елена Арешина: «Мы все учимся работать в новых условиях»

Ответственность как за уровень образования школьников, так и за условия работы учителей, как и раньше, лежит на управлении образования. Каким образом будет завершаться учебный год, должны ли все уроки переходить в онлайн, почему рабочий день учителей превратился в ненормированный? Начальник управления образования Елена Арешина ответила на эти и другие вопросы.

– Почему удаленка в разных школах и даже разных классах организована по-разному? Многие родители считают, что учителя порой недорабатывают и перекладывают свои обязанности на родителей. 

– Вопросов к обучению в удаленном режиме сейчас возникает очень много – и у детей, и у родителей, и учителей. Никто не ожидал такого развития событий с коронавирусом, и не только в Иванове, но и в стране в целом. Так что сейчас все вынуждены буквально на ходу учиться работать в новых условиях, осваивать новые методики и платформы.

Управление образования получает информацию о том, какие дистанционные формы обучения применяются в каждой школе и в каждом классе. И действительно, далеко не всегда и не везде проводятся онлайн-уроки. Здесь, конечно, вопрос в готовности к такой форме обучения и учителей, и учеников. Но дистанционные формы могут быть не только в режиме онлайн-конференции. Во многих случаях вполне допустимы рекомендации к просмотру видеоуроков или других видеоматериалов с последующим контролем выполнения проверочных заданий. Во время каникул учителя проводили опрос родителей, какими техническими устройствами они располагают и как им было бы удобнее организовать учебный процесс детей. Есть случаи, когда учитель поддерживает связь с ребенком по телефону – потому что других возможностей нет. Но в такой нестандартной ситуации, как сейчас, это тоже допустимое решение. Хотя оно и требует немало времени учителя.

Были определенные проблемы с обеспечением компьютерной техникой педагогов – далеко не у всех дома были современные компьютеры, веб-камеры, «быстрый» интернет. Мы постарались решить эти вопросы. Например, учителям выдали компьютерную технику из школ, закупили веб-камеры.

Были проблемы и с серверами школ: подавляющее большинство требует модернизации. Мы закупили маршрутизаторы и надеемся, что это позволит улучшить ситуацию.

Также сейчас решается вопрос о покупке нескольких ноутбуков для школ – их можно будет предоставить во временное пользование тем семьям, где нет ни компьютеров, ни смартфонов, или же многодетным семьям, где два, три или четыре школьника и при этом один компьютер.

Хочу отметить, что формат общения учителя с учениками может меняться. С одной стороны, учителя начинают оценивать преимущества и недостатки разных онлайн-платформ, осваивать эти ресурсы и выбирать те, которые, по их мнению, лучше подходят для обучения. Здесь определяющим, естественно, является мнение учителя. Многим – и взрослым, и детям – нравится Zoom, потому что живое взаимодействие, пусть даже с использованием камеры, очень важно и для учителя, и для учеников. Не исключаю, что будут осваиваться и другие ресурсы.

– Не секрет, что средний возраст учителей в Иванове – около 50 лет. И многие пожилые учителя не слишком дружат с современными программами, позволяющими взаимодействовать онлайн. Проводилось ли обучение педагогов работе с такими программами или они вынуждены самостоятельно осваивать их?

– Мы, пусть и не в полной мере, но все-таки успели немного подготовить учителей к работе в новых условиях: до введения жестких ограничительных мер провели несколько семинаров по работе с онлайн-платформами. Надеемся, что это помогло нашим педагогам сориентироваться. Кроме того, городской методический центр на своем портале создал базу онлайн-уроков и видеоуроков, которые можно рекомендовать ребятам. Также мы каждую неделю проводим консультации по тем вопросам, которые возникают у педагогов. Так что работа с учителями тоже идет.

Надо сказать, что немало учителей и до этих мер работали с онлайн-платформами. А сейчас все школы активно ищут форматы, которые наиболее удобны именно для их учеников и родителей. Потому что в каждом классе, в каждой семье своя ситуация.

Также хочу подчеркнуть: сегодня многие учителя вынуждены работать даже больше, чем в обычное время, поскольку подготовка к онлайн-урокам требует определенных навыков. Поэтому мнение, что, мол, всю учебу на удаленке свалили на родителей, далеко не всегда соответствует действительности. Конечно, я не могу отвечать за каждого педагога, но поверьте, большинство сейчас делают всё, что могут, чтобы дети получали образование. И прошу относиться с пониманием к возникающим трудностям.

– Как будут сдавать выпускные экзамены ученики 9-х и 11-х классов? Не окажет ли карантин влияние на результаты экзаменов?

– Конечно, в самой сложной ситуации оказались выпускники. Одиннадцатиклассникам в какой-то мере даже полегче: к весне они уже прошли практически весь материал, и у них шло повторение. Кроме того, в 11-м классе, как правило, дети уже определились с выбором профессии и знают, каким предметам надо уделять особое внимание. Они смотивированы на поступление, определились с институтом. Им знакома сама система сдачи экзаменов, они уже знают, какие тренажеры лучше использовать.

С 9-ми классами сложнее, но Министерство просвещения уже заявило, что в этом году 9-е классы будут сдавать ГИА только по обязательным предметам. Правда, появляется вопрос: как будет проходить зачисление в 10-й класс? По действующим правилам должны учитываться результаты ГИА по профильным предметам, а этих экзаменов не будет. Мы сейчас ждем изменений в постановление правительства Ивановской области № 43-п, где прописан алгоритм поступления, или разъяснений департамента образования.

– Есть прогнозы, что режим самоизоляции продлится до конца мая. Как в этом случае будут проходить годовые контрольные и всероссийские проверочные работы? Как будут выставляться оценки за год?

– Возникает немало вопросов, как будут оцениваться задания, которые ребята делают сами, как будут проводиться годовые контрольные, всероссийские проверочные работы и выставляться итоговые оценки. Я думаю, что в любом случае оценка будет выставляться в пользу ученика. Потому что нестандартная ситуация. Кроме того, в качестве ориентира учителя могут использовать оценки за предыдущие четверти или триместры этого учебного года.

Что будет с ВПР и годовыми контрольными, я пока сказать не могу – это будет зависеть от эпидемиологической ситуации. Если эпидемия пойдет на спад, будет возможно провести их с выходом в школу. Если нет – будем заканчивать учебный год в дистанционном режиме. Эти решения будут приниматься на уровне региона.

И чтобы успокоить родителей, хочу отметить, что учебная программа на следующий учебный год будет скорректирована. Потому что очевидно: те темы, которые предполагалось изучать в 4-й четверти, нужно будет дорабатывать. В любом случае весь материал, который предполагает программа, детям будет дан. Ситуация очень непростая, и мы стараемся, чтобы у каждого ребенка была возможность получить качественное образование. Очень надеюсь, что общими усилиями – и учителей, и администрации, и родителей – мы сможем пережить эти ограничительные меры и вернуться к привычному процессу обучения. Хотя думаю, что навыки учебы онлайн очень пригодятся всем в будущем.

Екатерина Сергеева